На протяжении последних трех лет рейтинг ключевых рисков и возможностей в глобальном бизнесе претерпевает существенные изменения, что во многом обусловлено появлением новых вызовов. Эти сдвиги отражают радикальные трансформации, происходящие в различных отраслях, но в то же время указывают на значительные возможности, которые всегда сопутствуют периодам турбулентности.
В текущем году центральными темами стали важность сохранения общественного одобрения деятельности (так называемой «общественной лицензии») и способность бизнеса адаптироваться к динамичным изменениям, подрывающим традиционные подходы. Отмечается возрастающая значимость вопросов, связанных с социальной ответственностью компаний, ужесточение требований со стороны заинтересованных сторон, а также неотложная необходимость цифровой трансформации, управления новыми типами рисков и внедрения инновационных решений.
Риск утраты общественного одобрения деятельности лидирует в рейтинге второй год подряд
«Общественная лицензия» продолжает оставаться наиболее серьезной проблемой, занимая первое место в опросе среди 44% респондентов. Череда избирательных кампаний, повлекшая за собой смену правительств в ряде стран, усилила геополитическую неопределенность, что незамедлительно сказалось на динамике товарно-сырьевых рынков. Горно-металлургический сектор привлекает все большее внимание конечных потребителей, которые теперь предъявляют ужесточенные требования к участникам отрасли по обеспечению полной прозрачности и соблюдению этических норм на всех этапах цепочки поставок, а также по минимизации углеродного следа своей продукции. Под давлением акционеров многие горнодобывающие предприятия пересматривают свои портфели активов, проводя реструктуризацию или продажу, что особенно актуально для угольных компаний.
Вопросы управления трудовыми ресурсами поднялись с седьмой на вторую позицию
Стремительное развитие цифровизации и передовых технологий создает благоприятные условия для повышения производительности труда, улучшения производственной безопасности и усиления охраны окружающей среды в процессе добычи полезных ископаемых.
Ключевые приоритеты в кадровой стратегии включают: эффективный подбор персонала, управление сокращениями, более широкое использование современных технологий, а также сохранение текущей численности квалифицированных кадров.
Согласно опросу руководителей компаний горно-металлургического сектора (более 130 респондентов), проведенному EY, предприятия сталкиваются со сложностями в определении необходимых навыков будущего и оптимальных путей их приобретения – через внутреннее обучение или привлечение внешних специалистов. В условиях возрастающей конкуренции за экспертов в области цифровизации и анализа данных, привлечение таких кадров в горно-металлургический сектор может быть особенно проблематичным, учитывая его специфическую репутацию по сравнению с другими отраслями.
Компаниям рекомендуется рассмотреть следующие стратегические вопросы:
Каким образом планируется приобретение необходимых навыков и компетенций: за счет развития существующего персонала, найма новых сотрудников или привлечения сторонних провайдеров?
Как обеспечить удержание опытных сотрудников старшего поколения для минимизации кадрового дефицита?
Как будет формироваться конкурентоспособный компенсационный пакет для сотрудников?
Каким образом будет обеспечиваться развитие у будущих лидеров управленческих навыков, соответствующих требованиям цифровой эпохи?
Какие инновационные стратегии могут быть применены для подготовки сотрудников к будущим вызовам?
Целесообразно ли проведение сравнительного анализа (бенчмаркинга) для заимствования передовых практик?
Цифровизация сохранила свою позицию в тройке лидеров
Цифровая эффективность остается одним из трех основных рисков и возможностей для горно-металлургического сектора, сохраняя высокую важность для руководства компаний.
Хотя современные цифровые технологии прочно интегрировались в бизнес-процессы, вопрос их эффективного использования остается открытым. В нынешних условиях цифровизацию следует рассматривать не столько как риск, сколько как стратегическую возможность. Перед участниками сектора стоит задача научиться максимально эффективно управлять данными и извлекать из них практическую пользу.
В этом году рейтинг пополнился четырьмя новыми рисками: снижение углеродного следа, сокрушительные (деструктивные) риски, восполнение запасов и инновации.
К добывающим компаниям предъявляются все более жесткие требования по сокращению выбросов парниковых газов и энергопотребления
Переход к низкоуглеродной экономике набирает обороты, и стремление к его ускорению постоянно растет.
Ведущие игроки сектора отчетливо осознают важность задачи по сокращению выбросов парниковых газов.
Стратегии минимизации включают:
использование возобновляемых источников энергии;
электрификацию рудников;
фокусировку на выбросах 3-й категории (Scope 3).
Переход к чистой энергетике будет сопровождаться высоким спросом на ряд критически важных металлов, таких как литий, кобальт, медь, алюминий и никель, что открывает значительные перспективы для добывающих компаний.
Соответствует ли традиционная матрица рисков потребностям горнодобывающей отрасли?
Большинство горнодобывающих предприятий хорошо осведомлены о наиболее серьезных угрозах и успешно управляют очевидными, часто реализующимися рисками.
Однако опыт показывает, что наиболее критичные риски зачастую имеют статический характер и их «формат» остается неизменным на протяжении многих лет. Компаниям необходимо оценивать свои портфели на предмет устойчивости к радикальным изменениям, задаваясь, например, такими вопросами:
Что произойдет с рынком меди, если энергия станет фактически бесплатной?
Как масштабный технологический прорыв, который кардинально изменит свойства пластиков или приведет к появлению совершенно новых материалов, повлияет на спрос на металлы?
Горнодобывающим компаниям следует переосмыслить подход к обеспечению максимальной отдачи от капитала
Долгосрочной целью является увеличение отдачи от капитала при одновременном снижении ее волатильности.
Необходимо взглянуть на эту проблему шире и рассмотреть способы достижения максимальной отдачи от капитала, используя подходы, существенно отличающиеся от традиционных. Отраслевым игрокам также следует переоценить свой аппетит к риску, чтобы убедиться, что они не упускают возникающие возможности из-за излишне консервативного или, наоборот, неосмотрительного отношения к вопросам распределения капитала.
Рекомендуется рассмотреть следующие аспекты:
трансформация моделей финансирования;
пересмотр структуры портфеля активов;
развитие совместной деятельности (совместных предприятий).
Данные – ключевой фактор повышения производительности и сокращения затрат
Эффективное использование данных позволяет автоматизировать процессы принятия решений, что способствует минимизации потерь по всей цепочке создания стоимости.
В условиях, когда цифровые технологии становятся неотъемлемым элементом бизнес-среды, фронт потенциальных кибератак расширяется в геометрической прогрессии. Этому способствует конвергенция информационных (ИТ) и производственных (ОТ) технологий, развитие интернета вещей (IoT) и аналитики данных, а также внедрение систем на основе искусственного интеллекта. Новая концепция кибербезопасности должна основываться на трех фундаментальных принципах, охватывающих корпоративную культуру, систему управления и функциональные возможности:
Высокие стандарты безопасности с самого начала проектирования;
Надежная система корпоративного управления и культура ответственности;
Непрерывное совершенствование и адаптация.
В ближайшие 10-15 лет возможен серьезный дефицит предложения
В геологоразведке уже активно применяются разнообразные цифровые технологии. Тем не менее, сокращение бюджетов на геологоразведку, уменьшение числа открытий крупных месторождений и снижение качества руды на действующих объектах вызывают особую тревогу, особенно на фоне ожидаемого увеличения спроса на полезные ископаемые, обусловленного ростом мировой экономики и формированием новой глобальной инфраструктуры.
Расходы на геологоразведку значительно сократились, и, несмотря на некоторое улучшение ситуации за последние два года, их текущий уровень по-прежнему вдвое ниже показателей 2012 года. Стратегии увеличения предложения в горнодобывающем секторе включают:
обеспечение доступа к капиталу;
приобретение действующих проектов или разведанных месторождений;
активное внедрение инноваций как для поиска новых запасов, так и для повышения эффективности разработки существующих месторождений.
Инновации способны кардинально изменить существующий порядок вещей
Неотложная потребность в инновациях очевидна: для одних горнодобывающих компаний они жизненно необходимы для выживания, для других – для достижения еще большего успеха в быстро меняющихся условиях и повышения отдачи от капитала. Сегодня приходит ясное понимание того, что существенного роста производительности можно добиться только путем полного пересмотра существующих подходов к работе и активного внедрения передовых технологий.
Инновации могут стать катализатором перехода на качественно новый уровень, позволяя решить ключевые структурные проблемы, стоящие перед горнодобывающим сектором, а именно:
• ухудшение качества руды;
• увеличение доли добычи в удаленных и труднодоступных районах;
• рост стоимости и снижение доступности инфраструктуры и электроэнергии;
• усложнение условий операционной деятельности;
• нерациональное водопользование.
Рост затрат останется в фокусе внимания ввиду усложнения горной добычи
Меры по сокращению затрат должны обеспечивать долгосрочный эффект, а непрерывная работа по повышению производительности поможет эффективно справляться с последствиями роста операционных расходов.
Практика показывает, что автоматизация и новые инструменты анализа данных приносят значительную пользу в рамках крупных горнодобывающих проектов, способствуя повышению производительности и, как следствие, сокращению удельных производственных затрат. Меры, позволяющие компаниям противостоять этому риску, включают: реализацию программ по устойчивому сокращению затрат; стимулирование инноваций и создание партнерств для долгосрочного снижения издержек; продажу непрофильных активов; анализ на предмет оперативной монетизации результатов масштабных вскрышных работ и дальнейшей разработки, а также высвобождения капитала, замороженного в виде запасов; привлечение подрядчиков для ведения горных работ вместо продажи активов (или их эксплуатация на условиях обратной аренды), если это целесообразно; пересмотр договоров с поставщиками и контрактов на сервисное обслуживание; аутсорсинг; создание стратегических совместных предприятий для достижения эффекта масштаба; сокращение затрат вспомогательных служб – в том числе через автоматизацию бэк-офиса.
Виктор Коваленко, директор EY по услугам в области устойчивого развития в регионе CESA

