Вход

Саят Досыбаев: Мода подчиняется правилам экономики

06 ноября 2019 09:30

Основатель Kazakhstan Fashion Week о специфике бизнеса, проблемах дизайнеров и экологичности проекта

Владимир Третьяков

Как функционирует Казахстанская неделя моды и почему дизайнерам так необходима государственная поддержка, рассказал генеральный продюсер и основатель Kazakhstan Fashion Week (KFW) Саят Досыбаев в интервью корреспонденту «Капитал.kz».

– Саят, проект KFW существует уже достаточно давно, но ведь мода – это не только стиль, но и бизнес?

– Верно, недавно мы отметили 15-летие бренда KFW, хотя до этого наш проект назывался Almaty Fashion Week. Когда начали поступать заявки со всего Казахстана, мы решили переименовать его.

История такова: когда мы начинали, казахстанский потребитель еще не был сформирован, поэтому мы исследовали рынок, чтобы понять, к чему он готов. Отечественных дизайнеров практически не было, и мы привозили зарубежных.

Изначально мы не думали о бизнесе, это был просто арт-проект. Как человек, который печет торт для друзей, не думает о бизнесе, так и мы не задумывались о коммерции. Однако со временем интерес к проекту вырос, что привело к устойчивому спросу.

С появлением дней моды начали появляться и дизайнеры. Кто бы мог подумать, что индустрия так работает.

Поначалу мода в Париже тоже была чисто арт-проектом, никто не думал о жестких экономических правилах. Из-за этого многие дома мод обанкротились. Теперь же мода – это бизнес, подчиняющийся экономическим законам.

Наш проект финансируется исключительно за счет спонсоров. Это взаимовыгодные отношения: компании рекламируют свои продукты через нас, а мы предоставляем им площадку.

Спонсорские средства привлекаются на сезон, и от их объема зависит реализация программы.

Наша команда занимается всей технической, административной и маркетинговой частью. Все, что вы видите на площадке, – это результат нашей работы.

У нас есть постоянные спонсоры, благодаря которым неделя моды продолжается. Но все понимают, что ничто не вечно.

– Приносит ли проект прибыль? Есть ли сроки окупаемости?

– Поскольку проект событийный, срок окупаемости сезонный. Финансовой отдачи как таковой нет. Все средства идут на поддержку офиса и сотрудников.

– Сколько сотрудников у вас работает?

– В штате постоянно около 10 человек, а в дни показов работают 5 департаментов с численностью до 100 человек.

– Сколько стоит участие в KFW для дизайнеров?

– Стоимость варьируется в зависимости от услуг подрядчиков, в среднем для постоянных участников это около 350 тыс. тенге.

Для начинающих дизайнеров у нас есть платформа, где проводится конкурс, победители которого получают бесплатный дебютный показ.

– Сколько показов проходит в среднем за сезон, сколько посетителей приходит на один день показов, и какова стоимость билета?

– Мы проводим два сезона в год, в среднем 35-37 показов. За 15 лет мы провели более 600 показов в 4 городах Казахстана.

В один день на площадке KFW собирается от 800 до 1000 гостей.

Цена на билет зависит от количества мест и аренды площадки. Например, дневные билеты стоили 1000-3500 тенге, вечерние – 2500-7000 тенге.

В этом сезоне из-за ограниченного числа мест показы проводим в закрытом формате и билеты не продаем.

– В каких городах проходит KFW?

– В Алматы, Нур-Султане, Актобе и Шымкенте. В ближайшее время планируем организовать неделю моды в Караганде и Актау.

Мы также вышли на зарубежные рынки: Азербайджан, Таджикистан и Россию, скоро начнем сотрудничество с Узбекистаном.

Комфортнее всего работать в Казахстане, потому что у нас многонациональная страна, где каждая нация вносит свой вклад в бизнес и общество.

– С какими трудностями вы сталкиваетесь?

– Из-за экономической ситуации или колебаний курса валют спонсоры могут ограничивать бюджеты, что мешает реализовать все задумки. Но проект продолжает существовать, мы адаптируемся и привлекаем средства.

Иногда место проведения KFW уходит на ремонт, и нам приходится искать другие площадки.

– Сегодня вы привлекаете только казахстанских дизайнеров?

– Да, в начале мы привозили зарубежных дизайнеров для повышения интереса к проекту. Сейчас в этом нет необходимости.

Пригласить именитого дизайнера экономически невыгодно.

– Чего не хватает отечественным дизайнерам?

– Финансовой грамотности. Молодые дизайнеры не знают бизнес изнутри. Им нужно уметь управлять командой, платить зарплаты, подавать заявки в банк и так далее.

В Европе этому учат несколько лет. Мы планируем создать учебную академию для дизайнеров.

– Какие проблемы существуют в казахстанской индустрии моды?

– У нас нет производства. В Италии и Франции много производителей тканей и фурнитуры. Мы нуждаемся в человеческих ресурсах и производственных технологиях.

Нужна государственная поддержка. В Европе и России государство поддерживает модную индустрию.

Мы будем говорить об этом открыто.

– Недавно вы заявили, что новый сезон KFW – это перезагрузка, и вы стали частью движения Reduce, Recycle, Reuse (RRR).

– Сейчас популярно устойчивое развитие. Мы хотим через моду обратить внимание на экологические проблемы.

Reduce – это сокращение потребления, Recycle – переработка мусора, Reuse – повторное использование.

Мы нашли поддержку у партнеров и дизайнеров, которые обеспокоены экологией.

Источник