Как функционирует Казахстанская неделя моды и почему дизайнерам так необходима государственная поддержка, рассказал генеральный продюсер и основатель Kazakhstan Fashion Week (KFW) Саят Досыбаев в интервью корреспонденту «Капитал.kz».
– Саят, проект KFW существует уже достаточно давно, но ведь мода – это не только стиль, но и бизнес?
– Верно, недавно мы отметили 15-летие бренда KFW, хотя до этого наш проект назывался Almaty Fashion Week. Когда начали поступать заявки со всего Казахстана, мы решили переименовать его.
История такова: когда мы начинали, казахстанский потребитель еще не был сформирован, поэтому мы исследовали рынок, чтобы понять, к чему он готов. Отечественных дизайнеров практически не было, и мы привозили зарубежных.
Изначально мы не думали о бизнесе, это был просто арт-проект. Как человек, который печет торт для друзей, не думает о бизнесе, так и мы не задумывались о коммерции. Однако со временем интерес к проекту вырос, что привело к устойчивому спросу.
С появлением дней моды начали появляться и дизайнеры. Кто бы мог подумать, что индустрия так работает.
Поначалу мода в Париже тоже была чисто арт-проектом, никто не думал о жестких экономических правилах. Из-за этого многие дома мод обанкротились. Теперь же мода – это бизнес, подчиняющийся экономическим законам.
Наш проект финансируется исключительно за счет спонсоров. Это взаимовыгодные отношения: компании рекламируют свои продукты через нас, а мы предоставляем им площадку.
Спонсорские средства привлекаются на сезон, и от их объема зависит реализация программы.
Наша команда занимается всей технической, административной и маркетинговой частью. Все, что вы видите на площадке, – это результат нашей работы.
У нас есть постоянные спонсоры, благодаря которым неделя моды продолжается. Но все понимают, что ничто не вечно.
– Приносит ли проект прибыль? Есть ли сроки окупаемости?
– Поскольку проект событийный, срок окупаемости сезонный. Финансовой отдачи как таковой нет. Все средства идут на поддержку офиса и сотрудников.
– Сколько сотрудников у вас работает?
– В штате постоянно около 10 человек, а в дни показов работают 5 департаментов с численностью до 100 человек.
– Сколько стоит участие в KFW для дизайнеров?
– Стоимость варьируется в зависимости от услуг подрядчиков, в среднем для постоянных участников это около 350 тыс. тенге.
Для начинающих дизайнеров у нас есть платформа, где проводится конкурс, победители которого получают бесплатный дебютный показ.
– Сколько показов проходит в среднем за сезон, сколько посетителей приходит на один день показов, и какова стоимость билета?
– Мы проводим два сезона в год, в среднем 35-37 показов. За 15 лет мы провели более 600 показов в 4 городах Казахстана.
В один день на площадке KFW собирается от 800 до 1000 гостей.
Цена на билет зависит от количества мест и аренды площадки. Например, дневные билеты стоили 1000-3500 тенге, вечерние – 2500-7000 тенге.
В этом сезоне из-за ограниченного числа мест показы проводим в закрытом формате и билеты не продаем.
– В каких городах проходит KFW?
– В Алматы, Нур-Султане, Актобе и Шымкенте. В ближайшее время планируем организовать неделю моды в Караганде и Актау.
Мы также вышли на зарубежные рынки: Азербайджан, Таджикистан и Россию, скоро начнем сотрудничество с Узбекистаном.
Комфортнее всего работать в Казахстане, потому что у нас многонациональная страна, где каждая нация вносит свой вклад в бизнес и общество.
– С какими трудностями вы сталкиваетесь?
– Из-за экономической ситуации или колебаний курса валют спонсоры могут ограничивать бюджеты, что мешает реализовать все задумки. Но проект продолжает существовать, мы адаптируемся и привлекаем средства.
Иногда место проведения KFW уходит на ремонт, и нам приходится искать другие площадки.
– Сегодня вы привлекаете только казахстанских дизайнеров?
– Да, в начале мы привозили зарубежных дизайнеров для повышения интереса к проекту. Сейчас в этом нет необходимости.
Пригласить именитого дизайнера экономически невыгодно.
– Чего не хватает отечественным дизайнерам?
– Финансовой грамотности. Молодые дизайнеры не знают бизнес изнутри. Им нужно уметь управлять командой, платить зарплаты, подавать заявки в банк и так далее.
В Европе этому учат несколько лет. Мы планируем создать учебную академию для дизайнеров.
– Какие проблемы существуют в казахстанской индустрии моды?
– У нас нет производства. В Италии и Франции много производителей тканей и фурнитуры. Мы нуждаемся в человеческих ресурсах и производственных технологиях.
Нужна государственная поддержка. В Европе и России государство поддерживает модную индустрию.
Мы будем говорить об этом открыто.
– Недавно вы заявили, что новый сезон KFW – это перезагрузка, и вы стали частью движения Reduce, Recycle, Reuse (RRR).
– Сейчас популярно устойчивое развитие. Мы хотим через моду обратить внимание на экологические проблемы.
Reduce – это сокращение потребления, Recycle – переработка мусора, Reuse – повторное использование.
Мы нашли поддержку у партнеров и дизайнеров, которые обеспокоены экологией.

