Вход

Алим Хамитов: К 13 годам у ребенка должно быть 3-4 стартапа

01 ноября 2019 09:30

Глава бизнес-инкубатора MOST считает, что начинающие бизнесмены должны проходить через неудачи, чтобы развиваться

Ляззат Третьякова

В Казахстане бизнес-инкубаторы могут стать прибыльными коммерческими проектами, хотя сейчас большинство из них функционируют за счет государственного финансирования. Однако в этом секторе можно привлечь частных инвесторов, как рассказал в интервью еженедельнику «Капитал.kz» директор бизнес-инкубатора MOST Алим Хамитов. Он обозначил несколько шагов, которые могут помочь в этом, и поделился деталями ведения бизнеса в этом направлении.

– Алим, вы говорите, что ваш бизнес прибыльный и чек за последнее время вырос. Насколько именно?

– Наш опыт подтверждает, что бизнес-инкубатор может приносить прибыль. Мы работаем как бизнес-инкубатор с 2015 года, а как компания с 2011 года. За это время мы увеличили количество рабочих мест, прибыли и стоимость наших услуг. У нас есть три целевые группы. Первая – частные компании, для которых мы организуем мероприятия и хакатоны. Если три года назад стоимость таких услуг составляла 2,5 млн тенге, то сейчас она выросла до 4,7-5 млн тенге. Вторая группа – это стартаперы и начинающие предприниматели, для которых полугодовое сопровождение стоит 500 тыс. тенге. Третья – инвесторы, которым мы предлагаем стартапы, получая 5-10% от стоимости сделки.

– Насколько отличается работа бизнес-инкубаторов в Казахстане от США?

– Бизнес-инкубаторы – это концепция, пришедшая из США, где они начали появляться в 1960-х годах. В США они предоставляют доступ к основным ресурсам, таким как юридические консультации, бухгалтерия, IT-услуги, а также доступ к менторам и инвесторам. В Казахстане, к сожалению, таких коммерческих инкубаторов немного.

– В чем сходства и различия инкубаторов в странах СНГ?

– В Беларуси и России инкубаторов больше, чем в Казахстане. Но в наших странах такие площадки часто создаются на государственные средства. В то время как в Эстонии и Израиле, где население меньше, стартаперы могут получить как обучение, так и финансирование. В Казахстане насчитывается 45 инкубаторов, но классических коммерческих единицы.

– Какие риски вы видите в этом бизнесе в Казахстане?

– Основной риск – конкуренция с государственными хабами, которые часто превращаются в отчетные проекты. Законодательные барьеры и низкий аппетит к риску у местных инвесторов также сдерживают развитие. Мы работаем над изменением этой ситуации через обучение инвесторов и создание Ассоциации бизнес-ангелов.

– На чем зарабатывают бизнес-инкубаторы в Казахстане?

– У нас три основных источника дохода: спонсорство, частные контракты по акселерации и процент со сделок по привлечению инвестиций для стартапов. Также сдаем в аренду коворкинг.

Источник