В рамках региональной программы «Алматы бизнес – 2025» для поддержки малого и среднего бизнеса в июле этого года был создан центр предпринимательства Qoldaý с филиалами в шести районах города. Здесь предполагается предоставление услуг всех государственных органов, институтов развития и монополистов по принципу «одного окна». О текущей работе центра в интервью для «Капитал.kz» рассказал заместитель генерального директора ТОО «Центр предпринимательства «Qoldaý» Вячеслав Попов.
– Вячеслав, расскажите о Центре предпринимательства Qoldaý и дате его открытия.
– Мы начали свою деятельность 16 сентября, и в первый же день было оказано 35 консультаций.
Наш центр уникален тем, что работает по принципу «одного окна», предлагая более 500 видов услуг. Предприниматели могут получить консультации по всем видам разрешительных документов. У нас работают представители 12 государственных структур, каждая из которых в обычных условиях не предоставляет консультации предпринимателям.
Часто предприниматели не знают, какие документы необходимо собрать и как их правильно оформить. Мы помогаем в этом.
Если на запрос поступает отказ, мы выясняем причину. Если нарушений со стороны предпринимателя нет, то, возможно, имеет место административный барьер, который может содержать коррупционную составляющую. Таким образом, мы также снижаем уровень коррупции.
Мы также готовим предпринимателей к собеседованиям в финансирующих организациях для участия в государственных программах. В случае отказа в займе мы требуем документальное обоснование. Мы рассматриваем различные источники финансирования, включая банки второго уровня, а также содействуем в получении государственных и частных грантов и поиске инвесторов.
– Сколько сотрудников работает в Qoldaý?
– У нас в штате 57 сотрудников. Дополнительно 12 человек прикомандированы из различных госструктур. В ближайшее время к нам присоединятся сотрудники ЦОНа.
В 2020 году мы планируем увеличить штат на 15 человек с открытием новых отделений в каждом районе Алматы.
Мы анализируем запросы населения и видим, что большинство обращений касается таких государственных подразделений, как архитектура, СЭЗ и ДЧС. Планируем, чтобы эти организации также прикомандировали своих сотрудников в наши отделения.
– Консультации в вашем центре платные?
– Нет, все консультации бесплатные, так как мы являемся 100%-ной дочерней организацией акимата Алматы. Наши консультанты – это юристы, экономисты и специалисты из предпринимательской среды. Главная задача, поставленная акимом, – чтобы центром управляли люди, понимающие проблемы бизнеса и способные разрабатывать новые услуги.
– Сколько времени занимает подготовка документов для участия в госпрограмме?
– Наши внутренние бизнес-процессы позволяют упаковать проект за неделю. Сроки рассмотрения и выдачи разрешительных документов зависят от госорганов и занимают от 10 до 30 дней.
– Есть ли уже профинансированные проекты?
– Пока фактического финансирования не было. За месяц мы собрали портфель проектов на сумму почти 3,5 млрд тенге и передали их в банки второго уровня. Более половины проектов прошли предодобрение.
В рамках программы «Алматы бизнес – 2025» было рассмотрено 35 проектов, которые скоро будут профинансированы.
– Кто устанавливает лимиты на сумму проекта?
– Лимиты устанавливаются операторами госпрограмм. Например, для стартапов и начинающих предпринимателей в программе «Алматы бизнес – 2025» предусмотрено финансирование до 20 млн тенге. Более крупные займы получают действующие предприятия.
– Какой сектор является приоритетным для финансирования?
– Приоритетом является экономика простых вещей, охватывающая все виды производства, включая обрабатывающую и пищевую промышленность.
– После получения кредита миссия центра Qoldaý завершается?
– Нет, мы сопровождаем предпринимателя до и после финансирования, отслеживаем динамику его деятельности и помогаем в случае проблем.
– Центр Qoldaý создан для поддержки МСБ, значит ли это, что крупные предприятия не могут обратиться за консультацией?
– К нам приходят все, включая крупные заводы и физические лица, интересующиеся открытием бизнеса. У нас также действует учебный центр для повышения квалификации.
– Вы рассматриваете возможность коммерциализации вашей деятельности?
– Мы государственная организация, но как ТОО можем получать прибыль. Рассматриваем возможность коммерциализации, чтобы стать экономически самостоятельными.
Мы должны предлагать услуги такого качества, чтобы предприниматели были готовы за них платить. Например, стоимость услуг наших специалистов на рынке составляет 150-200 тыс. тенге. Однако у нас есть утвержденный список бесплатных услуг.
– Вы создали единый цифровой портал Qoldaý и скоро запускаете приложение?
– Мы автоматизируем внутренние процессы и дорабатываем портал, где предприниматели смогут подавать заявки, задавать вопросы и получать онлайн-обучение. Мобильное приложение будет запущено до конца месяца.

