В международных компаниях женщины занимают половину руководящих позиций. По данным экспертов, компании, возглавляемые казахстанскими бизнес-леди, вносят около 40% в ВВП страны, что является значительным показателем. Среди таких компаний — ТОО «Экспресс-груз», генеральным директором которого является Айгуль Сактаганова. В интервью «Капитал.kz» Айгуль рассказала, почему она, будучи юристом по образованию, выбрала для себя нетипичный для женщин бизнес в сфере перевозок и почему предпочитает работать в мужском коллективе.
- Айгуль, существует стереотип, что женщинам проще открыть салоны красоты, магазины или рестораны. Почему вы выбрали именно сферу грузоперевозок?
- Я не согласна с этим стереотипом. Женщины могут успешно заниматься любой деятельностью. Они более дисциплинированы и ответственны, чем мужчины, и часто выполняют работу более качественно.
- Однако вы юрист по образованию и работали нотариусом. Как вы пришли к грузоперевозкам?
- Мне всегда нравилась техника. В нашей семье я самая старшая, у меня четверо братьев, и, возможно, из-за общения с ними, мне комфортно работать с мужчинами и интересен их подход. В ресторанах и салонах красоты уже сложно предложить что-то новое, а в сфере перевозок постоянно есть возможность для общения и развития. Я сама изучила бухгалтерию и разбираюсь в логистике.
- Как вы основали одну из крупнейших транспортных компаний в Западном Казахстане?
- Мы с мужем начали с пассажирских перевозок в 2002 году. У нас было три ГАЗели на городском маршруте. В 2008 году я открыла ТОО «Экспресс-груз». Мне пришлось уйти из нотариальной палаты, так как нотариусам запрещено заниматься предпринимательством.
- Боялись ли вы начинать новый бизнес?
- У меня не было страха. Главное — поставить цель и добиваться её. Первый микроавтобус мы купили в кредит и за год его выплатили. Сначала я была кондуктором, а муж — водителем. Мы работали без выходных, чтобы погасить кредиты.
- Как появилась транспортная компания «Экспресс-груз»?
- Начали с покупки первой фуры, затем добавили еще три. Большегрузные авто покупали б/у, так как новые стоят очень дорого. Супруг сам занимался сбором грузов. Сейчас у нас обученные сотрудники и большой автопарк. Мы работаем по всему Казахстану и за его пределами.
- Сколько у вас сейчас большегрузных автомобилей?
- У нас 4 собственных автомобиля и 80 арендованных. Многие водители работают с нами более 10 лет.
- Есть ли у вас конкуренты?
- Мы были первой транспортной компанией в регионе. Сейчас появилось несколько других, но они не могут конкурировать с нами по объему и опыту.
- Какие риски существуют в вашем бизнесе?
- Мы полностью отвечаем за доставляемый груз. Бывали случаи, когда приходилось компенсировать убытки из-за несчастных случаев. Мы стараемся работать только с проверенными партнерами.
- Каковы основные принципы вашего бизнеса?
- Честность и надежность. Конкуренция должна быть справедливой, и главное — это репутация.
- Влияет ли сезонность на ваш бизнес?
- Да, в определенные месяцы нам приходится использовать железнодорожный транспорт, так как все большегрузы задействованы в перевозке сельхозпродукции. Мы сотрудничаем с частными компаниями для аренды вагонов.
- Как вы оцениваете ситуацию с пересечением границы с Россией?
- На границе есть проблемы, которые создают задержки. Это вызывает стресс у водителей и срывы сроков доставки.
- Каков ваш годовой оборот?
- Мы перевозим около 30 тыс. кубометров в год, а финансовый оборот составляет в среднем 8 млн тенге в месяц.

