По предварительным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Казахстана, доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны за 2018 год составила 28,3%. Этот показатель на 3,2% превысил уровень 2017 года, однако по-прежнему значительно уступает цифрам, характерным для стран с развитой экономикой, что было отмечено в отчете Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» за 2018 год, посвященном развитию МСБ в Республике Казахстан.
Несмотря на текущие показатели, Казахстан поставил перед собой амбициозную цель – к 2050 году довести удельный вес МСБ в валовой добавленной стоимости до 50%. Для достижения этой задачи государство разрабатывает и внедряет комплексные меры, направленные на поддержку сектора и улучшение условий для ведения предпринимательской деятельности.
В числе последних инициатив – поручение Главы государства Касым-Жомарта Токаева, озвученное в его Послании народу Казахстана в начале сентября. Президент поручил Правительству разработать законодательную основу для освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход на три года. Ожидается, что соответствующие поправки в законодательство вступят в силу уже со следующего года. Вместе с тем, первый заместитель Премьер-Министра – министр финансов Казахстана Алихан Смаилов сообщил, что введение данной налоговой амнистии для бизнеса может привести к потере государственным бюджетом свыше 200 миллиардов тенге.
Вопрос о том, насколько эффективно эти и другие государственные меры поддержки способны решить проблемы МСБ, а также почему критически важна оценка их результативности, обсудили эксперты в интервью корреспонденту «Капитал.kz».
По мнению общественного деятеля и предпринимателя Ерлана Стамбекова, ранее возглавлявшего Региональный совет Палаты предпринимателей Алматы, главными барьерами для малого и среднего бизнеса остаются недостаточная доступность к недорогим кредитным ресурсам, а также излишне зарегулированное налоговое законодательство. Последнее вынуждает предпринимателей нести дополнительные расходы на бухгалтерское сопровождение, что, по его словам, не должно быть нормой. Стамбеков также указывает на многочисленные сложности, связанные с разрешительными системами, например, при строительстве объектов и их последующем узаконении. Он считает, что текущих государственных мер недостаточно для упрощения процессов и вывода из тени «серых» схем.
Предприниматель подчеркивает необходимость расширения патентной практики. «Патент – это одновременно форма налога и разрешение на осуществление деятельности. Все, что предприниматель зарабатывает сверх этого, должно оставаться в его распоряжении», – объясняет эксперт, выражая уверенность, что такая система поможет легализовать бизнес. Стамбеков настаивает на незамедлительном решении озвученных проблем. Он отмечает, что в условиях централизации власти эти вопросы зачастую не могут быть урегулированы даже на уровне акима города, требуя одобрения правительства и парламента, что приводит к затяжным дискуссиям. В результате, по его словам, казахстанское законодательство постоянно отстает от динамичных реалий экономики.
Бекнур Кисиков, партнер Всемирного союза франчайзинга и председатель комиссии по предпринимательству Общественного совета Алматы, в начале 2000-х годов лично участвовал в разработке некоторых государственных программ поддержки и развития МСБ, поэтому не сомневается в их потенциальной пользе. «Хорошая программа – это готовое руководство и план на ближайшее время», – говорит Кисиков. Однако он сетует на то, как много таких программ так и не принесли ожидаемых результатов. Порой, по его словам, создавалось впечатление, что программы разрабатывались лишь для отчетности или освоения бюджета, при этом они могли даже противоречить друг другу.
Эксперт подчеркивает важность преемственности всех программ. «Одно дело – написать их. Другое – внедрить, следовать плану, получить результаты. Еще хотелось бы видеть обзоры их эффективности», – обращает внимание спикер. Кроме того, Кисиков убежден, что при составлении программ следует учитывать так называемую «манхэттенскую тропу» – незримую, интуитивную логику развития бизнеса, которую не всегда можно формализовать в документе. Он считает, что если бизнес успешно работает и платит налоги, государство не должно мешать его естественному развитию ради амбициозных мегапроектов. Вместо этого, предпринимателю, следующему своей «тропе», нужно помогать, облегчая налоговое бремя и снижая административные барьеры. «Программа должна быть живой и отвечать чаяниям малого бизнеса, а не быть бюрократическим мандатом», – подмечает Кисиков, приводя в пример мировые столицы, где государство создает благоприятную среду для частного предпринимательства. В то же время он не исключает, что некоторые программы могут порождать иждивенческие настроения.
Финансовый консультант Расул Рысмамбетов, в свою очередь, полагает, что в теории любые программы поддержки МСБ за счет государства в большей степени свидетельствуют о неспособности правительства создать благоприятную рыночную конъюнктуру, что вынуждает его делать исключения для бизнеса. «Однако в нашем случае, возможно, и нужно помогать МСБ – как это принято во многих странах. Своего рода это государственный венчурный фонд», – поясняет он.
По словам финансиста, независимо от количества действующих программ в Казахстане, потребность в новых будет всегда. «Однако существует условие: перед запуском очередной программы необходимо проанализировать и публично объявить ошибки предыдущих, чтобы учесть и исправить все недочеты, а также четко понять, на какой сегмент МСБ они ориентированы», – подчеркивает Расул Рысмамбетов. Он считает, что государственные программы – это временный инструмент, и об их эффективности можно говорить только после тщательной проверки и аудита. При этом он добавляет, что даже дублирование или конкуренция между госпрограммами иногда приносит пользу бизнесу.
Общественный деятель Ерлан Стамбеков также считает, что действующие программы требуют регулярных ревизий для оценки их соответствия актуальным тенденциям. Он отмечает, что с развитием технологий и цифровизации бизнес стремительно меняется, и программы поддержки должны адаптироваться к этим условиям. Для предотвращения отставания и дублирования программ, Стамбеков предлагает государству в первую очередь определить приоритетные секторы развития МСБ в городах и регионах, обеспечивая тем самым адресный характер программ. «Необходимо установить целевые показатели и обеспечить их постоянный мониторинг. А если ведется мониторинг, то предприниматель обязан пройти определенное обучение, чтобы понимать и использовать единый глоссарий, в том числе с теми, кто эти программы внедряет. Конечно, все это должно происходить совместно с экспертным сообществом, включая неправительственные организации и отраслевые ассоциации», – дополняет Ерлан Стамбеков.
По мнению Бекнура Кисикова, приоритетными для МСБ являются те секторы, которые способствуют повышению занятости, создают качественные продукты и добавленную стоимость, а также обладают экспортным потенциалом. «Мы могли бы значительно продвинуться за счет транзитного потенциала страны и внутреннего туризма. Развитие всей придорожной инфраструктуры, как это было сделано в свое время в США, привлекло бы создание множества предприятий и, соответственно, новых рабочих мест», – уверен глава комиссии по предпринимательству Общественного совета Алматы. Помимо этого, он видит большие перспективы в продовольственном секторе и животноводстве.
Предприниматель Ерлан Стамбеков называет приоритетной сферу услуг. «Если говорить о городах, это отрасли, связанные с государственно-частным партнерством (ГЧП), то есть обслуживанием госсектора. В сельских регионах это переработка сырья, другой сельскохозяйственной продукции. Производство строительных материалов – это также очень важный сектор для развития, который влияет на ценообразование на рынке недвижимости», – перечисляет он.
Между тем, финансист Расул Рысмамбетов полагает, что особых приоритетов в сфере МСБ не существует. «Ценность малого и среднего бизнеса заключается именно в том, что он должен быть повсюду: от пищевой промышленности до военно-промышленного комплекса», – уточняет он.
По словам Бекнура Кисикова, МСБ переживает не лучшие времена, поэтому меры по его стимулированию окажут благотворное влияние на развитие предпринимательства в Казахстане. «Самое главное – не мешать его естественной эволюции», – подчеркивает он.
В свою очередь, Расул Рысмамбетов подтверждает, что снижение налоговой нагрузки одновременно станет стимулом для граждан страны как к открытию нового бизнеса, так и к инвестированию в развитие уже действующих предприятий. «Конечно, я слышал опасения относительно ухода МСБ от налогов. Однако сбор налоговых поступлений у нас снижается не потому, что все повально уходят от уплаты, а потому что с каждым днем заниматься предпринимательством становится все более рискованно и невыгодно», – поясняет финансовый консультант.
Вместе с тем, предприниматель Ерлан Стамбеков обеспокоен тем, что объявленные моратории носят поверхностный характер. Он считает, что программа развития малого и среднего бизнеса должна быть глубокой и получить одобрение предпринимательского сообщества, поскольку это создаст основу для долгосрочной программы государственных и частных инвестиций в экономическое развитие. «Необходимо четко определить приоритеты и уже в них ясно прописать виды деятельности, которые освобождены от налогов или не освобождены, а также какие льготы, кому и где предусмотрены», – заключает он.

