На круглом столе «Женское предпринимательство на селе - определение форм поддержки и преодоление препятствий», организованном неправительственными организациями, были представлены результаты исследования потенциала женского сельского предпринимательства в Казахстане. Опрос более тысячи женщин из сельских районов в 14 регионах Казахстана выявил значительный потенциал: около трети женщин хотели бы начать собственное дело, сообщает Деловой Казахстан.
Согласно исследованию, 30,6% участниц уже занимаются малым бизнесом, 11,2% планируют открыть собственное дело в ближайшие три года, а 20,4% рассматривают такую возможность в неопределённом будущем. Эти данные свидетельствуют о дополнительном потенциале женского предпринимательства на уровне 31,6%. При этом 5% опрошенных имели негативный опыт и не хотят его повторять, 24% считают, что бизнес – это не для них, а 9% затруднились с ответом.
Исследование также выявило:
- основные причины, по которым женщины хотят открыть бизнес в сельской местности;
- уровень опасений, мотивации и готовности к предпринимательской деятельности;
- основные проблемы и препятствия (экономические, технологические, психологические, семейные и т.п.) для начала предпринимательства в ключевых регионах;
- потребности сельских женщин в формах поддержки и их предпочтения по методам такой работы.
Опрос был проведён «Центром исследований «Сандж»» по заказу оргкомитета социального проекта «Белестерi» и Форума сельских женщин Казахстана при поддержке компании Coca-Cola.
«Участие женщин в создании рабочих мест и всесторонняя поддержка их деятельности на всех этапах положительно скажутся на росте социальной экономики и ВВП страны. Мы ожидаем роста предпринимательской активности и улучшения социального самочувствия женщин, но для этого необходимо принять меры на государственном уровне, чтобы устранить существующие препятствия для начала бизнеса на селе,» Майра Айсина, председатель Оргкомитета Форума сельских женщин Казахстана, депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан ІV, V, VI созывов

Мотивы женщин из сельской местности для открытия бизнеса связаны не только с увеличением дохода, но и с желанием быть независимой и реализовать свои мечты. Они в основном нацелены на такие сферы, как торговля, индустрия красоты, общественное питание и гостиничный бизнес, что может способствовать развитию туристического потенциала регионов. Среди успешных сельских предпринимательниц фермерство занимает четвёртое место, что говорит о недооценке этого направления.
В среднем по Казахстану страх неудачи в бизнесе присутствует у 56% сельских женщин, особенно в Карагандинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Алматинской областях (66-81%). Основные опасения связаны с поиском финансирования и боязнью потери денег. Психологические факторы, такие как страх перед сложностями ведения отчетности и проверок, занимают третье место. Однако эти проблемы можно решить с помощью практических занятий по преодолению психологических барьеров и ведению бухгалтерии, которые предлагаются образовательными программами проекта «Белестерi», что подтверждается высоким спросом на эти программы.

В рамках опроса был проведён углублённый анализ мотивов, опасений и желаемой поддержки среди женщин из Алматинской, Туркестанской и Акмолинской областей. Главными проблемами жительницы этих регионов называют безработицу, низкий уровень жизни, состояние или отсутствие дорог, транспорта и связи. Также особенно актуальны для Туркестанской и Алматинской областей высокая стоимость аренды или покупки помещений, а для Акмолинской – сложности с подключением к водо- и электросетям. Среди социальных проблем в Алматинской области отмечают острый дефицит детских садов, в Акмолинской – низкий уровень медобслуживания, в Туркестанской – семейные конфликты. При том, что в Туркестанской области желание заняться бизнесом среди женщин достаточно велико, 36% не знают, с чего начать. В Алматинской таковых более 43%, но при этом и степень желания у респонденток значительно ниже. В Акмолинской области сельчанки более «продвинуты» и видят барьеры скорее в недостатке собственных знаний о делопроизводстве, налогообложении и возможностях сбыта продукции.
Исследование также вскрыло большую разницу в потребностях сельских женщин. Выяснилось, что финансирование является приоритетным в Туркестанской и Алматинской областях, тогда как в Акмолинской области предпочтительны обучающие семинары, обучение конкретным направлениям бизнеса, встречи с успешными предпринимателями. Для жительниц Туркестанской области также значимыми оказались информационно-консультативная поддержка и онлайн-обучение конкретным направлениям бизнеса. Для алматинских предпринимательниц на втором месте стоят встречи с успешными бизнесменами.

- Спрос на наши программы обучения за последние годы значительно вырос. Сельские женщины активно ищут решение вопросов трудоустройства и повышения доходов, несмотря на экономические трудности, недостаток инфраструктуры, социальные-психологические барьеры и другие препятствия. Мы стремимся помочь начинающим предпринимательницам приобрести уверенность, во-первых, за счет развития онлайн-ресурсов для обучения бизнесу, и во-вторых, оказывая мотивационную поддержку, распространяя примеры успешного опыта участниц проекта «Белестерi» Елена Ожго, директор Общественного фонда «Социальная динамика»
Несмотря на существующие сложности, большинство женщин из числа опрошенных планируют открывать свое дело, большинство готовы перейти от планов к действию уже в этом году. Программа «Coca-Cola Белестерi» продолжит свою работу и будет использовать специфический подход к каждой области с учетом полученных данных, чтобы максимально эффективно отвечать на запросы местных сообществ женщин.
- Рады сообщить, что 2022 – это особенный, юбилейный год для проекта «Белестерi». С 1 марта стартует уже 10 сезон проекта, который предоставит обучение по двум направлениям: «основы бизнеса для начинающих» и «личные подсобные хозяйства». Обучение доступно в режиме онлайн. Единой точкой входа для проекта является сайт ccb.kz, на котором также откроется прием заявок на конкурс лучшей бизнес-идеи среди женщин. В этом году победительниц конкурса «Coca-Cola Белестерi» ждет 20 грантов, которые будут вручаться на юбилейном 5 Форуме сельских женщин Асхат Сулейменов, исполнительный директор «Коалиции за «зеленую экономику» и развитие G-Global»

