Вход

Той-бизнес: спрос диктует артистам контент

17 сентября 2019 10:00

Почему в казахстанском шоу-бизнесе уходит мода на дорогие клипы и авторский контент становится невостребованным

Создание одной песни для казахстанских исполнителей, включая мелодию, текст, сведение, аранжировку и мастеринг, может стоить до $5 тыс. Услуги имиджмейкеров и фотосессии обходятся в $2-3 тыс. Производство музыкального видеоклипа с участием известных режиссеров начинается от $10 000.

По мнению продюсера Алуы Конаровой, мода на дорогие клипы от известных режиссеров действительно проходит. Сегодня видеоклип можно снять и за меньшие деньги, если проявить креативность и предложить интересный сценарий, что часто делают молодые режиссеры. Стоимость работы в студии для начинающих групп может быть символической. Лидер группы Komancheros, Денис Карлос Балакирев, отмечает, что цена на студийную сессию может быть договорной при наличии дружеских отношений.

«Стоимость одной сессии в студии варьируется от $100 до $200 в час. Качественные инструменты каждый музыкант покупает за свой счет. Например, хорошая гитара стоит от $2000, а барабанная установка еще дороже. Инструменты обеспечивают качественный звук, и это личная ответственность музыканта. Музыкант вкладывает в себя, а окупаемость затрат для него не на первом месте», – говорит Денис Карлос Балакирев.

Интернет-продвижение, включающее работу SMM-специалиста и таргетированную рекламу, требует отдельного бюджета в размере $25-30 тыс.

Бюджет на продвижение зависит от амбиций и возможностей исполнителя. Некоторым достаточно нескольких миллионов тенге. Если группа записала авторскую песню и сняла интересный клип, местные телеканалы и радиостанции могут взять его в ротацию бесплатно. Часто музыкальные коллективы обходятся без продюсера, продвигая творчество в интернете.

«Если артист талантлив, умеет генерировать идеи, понимает свою аудиторию, обладает организаторскими навыками и стратегией развития, он может совмещать продюсирование и творчество. Однако это редкость. Рэперам достаточно продвижения в интернете, где не нужны связи и продюсер. Если их замечают, они получают постоянный доход, не только от концертов, но и от дистрибуции песен в интернете. Такая монетизация выгоднее, чем ожидание концертов. Дистрибуторы выплачивают хорошие проценты за альбомы. Но предсказать интересы публики сложно», – отмечает Алуа Конарова.

Скачивание треков казахстанских исполнителей стало платным не сразу. Вопрос защиты авторских прав и доходов с продаж периодически поднимался. Сейчас процессы более-менее налажены, но привычка скачивать бесплатно сохраняется. Пиратство также ощутимо влияет на доходы артистов. Алуа Конарова отмечает, что некоторые треки ее подопечных продаются на базарах без отчислений. «Радует, что казахстанцы все чаще предпочитают платить за качественный продукт», – говорит продюсер.

6dc483b83b9f9fbdcac8fc1e426.jpg
Перспективы в Казахстане

Гонорары для инструментальных групп составляют до $2-3 тыс. Однако финансовая сторона не является главным фактором при создании группы. Для некоторых музыка – это хобби, и они выступают на фестивалях и праздниках, имея основную работу. Для других той-бизнес является основным заработком, составляя около 90% рынка. Спрос на авторский контент не превышает 10%.

«Артист должен определить свою аудиторию. Если его устраивает той-бизнес, он создает соответствующий контент и знакомится с ведущими. Альтернативные жанры требуют самореализации и тщательной работы над контентом. У таких музыкантов чистота и преданность искусству», – говорит продюсер Алуа Конарова.

«Той-бизнес – востребованное направление в Казахстане. Новая музыка воспринимается с трудом, а продвижение рок-направления непросто. Рок-группы могут снимать клипы, но это дает лишь местечковую известность. В Казахстане рынок для продвижения таких жанров слишком мал. Даже при численности населения в 18 млн человек, ценителей рока немного», – говорит лидер группы Komancheros.

Международные перспективы

Артистам с авторским контентом рекомендуется выходить на зарубежные рынки: в Китае, России, США и Европе. В Казахстане рынок небольшой, а концертная инфраструктура слабо развита. Вкладывая деньги в концерты, артист в лучшем случае возвращает инвестиции. Заработать можно, если заинтересовать зарубежную аудиторию.

Спрос на артистов с азиатской внешностью растет. Российские дистрибьюторы заинтересованы в казахстанских исполнителях. Алуа Конарова отмечает, что отечественные исполнители талантливее многих российских коллег.

«Для продвижения интересны страны Юго-Восточной Азии. Переговоры с телепродюсерами ведутся, но это сложно. Контракты содержат жесткие условия. Например, для группы Renzo развитие в Казахстане стало бы невозможным», – говорит Алуа Конарова.

«Россия открывает больше перспектив для авторского контента. Рынок больше, инфраструктура развита. Однако рассчитывать на большие гонорары не стоит. Вложения не всегда окупаются. Российский шоу-бизнес – лотерея. Если выпустить качественный альбом, музыкантов заметят. Многие раскрутились без продюсеров, с помощью интернета. Контракт с продюсером – личный выбор, но интернет предоставляет возможности для самостоятельного продвижения», – говорит лидер группы Komancheros.

Источник