Руководитель проекта Тахмина Джанбакиева делится секретами организации и развития студии гончарного мастерства. Открывшись семь лет назад как небольшая студия керамической лепки, Clay house Gallery со временем расширила свои направления, включив в них гончарное дело и живопись. Сегодня наиболее востребованным искусством остается гончарное ремесло, хотя студия также предлагает мастер-классы по фьюзингу (работе со стеклом) и кожевенному делу.
Инвестиции и окупаемость
Для запуска студии потребовались стартовые инвестиции в размере 5 тысяч долларов. Тахмина Джанбакиева отмечает, что окупаемость такого бизнеса — процесс длительный, занимающий от 4 до 7 лет. Срок зависит, в частности, от наличия собственного помещения, поскольку аренда значительно увеличивает операционные расходы.
Значительная часть средств ушла на приобретение специализированного оборудования. Качественный гончарный круг стоит свыше 200 тысяч тенге, его цена варьируется в зависимости от мощности, материалов и сборки. Еще одна крупная статья расходов — глина. Полтонны этого рабочего материала обходится в 150 тысяч тенге и заказывается из России каждые 5-6 месяцев, с дополнительными затратами на доставку в размере 90 тысяч тенге.
Однако самым дорогостоящим приобретением является печь для обжига готовых изделий, стоимость которой колеблется от 2 до 7 тысяч долларов. Тахмина подчеркивает, что многие галереи избегают покупки печи из-за ее высокой стоимости и значительного энергопотребления. "Только за электричество мы ежемесячно платим 50-60 тысяч тенге. Кроме того, каждые 6-8 месяцев, в зависимости от интенсивности обжигов, необходимо менять спирали, каждая из которых стоит 8 тысяч тенге, а нам их требуется около четырех", — рассказывает руководитель проекта. После закупки основного оборудования и материалов, текущие траты в основном направлены на приобретение глазури и инструментов.
Диверсификация доходов
Clay house Gallery не ограничивается только проведением мастер-классов. Дополнительную прибыль приносит продажа уникальных керамических изделий, созданных мастерами студии, а также картин. "Галерея — это уникальный организм, здесь можно зарабатывать практически на всем", — отмечает Тахмина. Студия также предоставляет помещение художникам в аренду для проведения выставок, взимая, например, 200 долларов за двухнедельный период.
Сезонность и антистресс
Бизнес гончарного мастерства подвержен сезонным колебаниям. Лето традиционно считается "мертвым сезоном". Однако студия успешно адаптируется к этому периоду, активно организуя тимбилдинги для корпоративных клиентов, девичники и дни рождения, что приносит стабильный доход. Рост посещаемости и прибыли наблюдается с сентября.
Мастер-классы Clay house Gallery не имеют возрастных ограничений: их посещают как дети от 3,5 лет, так и люди пенсионного возраста. Тахмина Джанбакиева подчеркивает не только творческую, но и терапевтическую ценность занятий: "Это не просто творчество, это еще и арт-терапия, антистресс. Помимо этого, любая работа руками – это развитие мелкой моторики, внимания, мышления, эстетического вкуса".
Ценовая политика и маркетинг
Средняя стоимость занятий в мастерской варьируется от 6 до 20 тысяч тенге, в зависимости от формата — разовое посещение или абонемент. В эту стоимость включены зарплата мастера, глина и обжиг готового изделия. Занятия по живописи с собственными материалами стоят 4,5 тысячи тенге, с предоставлением материалов – 6,5 тысячи тенге. Чистая прибыль студии с каждого ученика составляет от 1 до 1,5 тысячи тенге. Для минимизации рисков отмены мастер-классов студия работает по полной предоплате.
Важным аспектом успеха Тахмина Джанбакиева считает эффективный маркетинг. Основными каналами продвижения студии являются сайт и Instagram. Кроме того, Clay house Gallery активно сотрудничает с организациями, предлагающими подарочные сертификаты на творческие занятия, что обеспечивает значительный приток клиентов. Студия также участвует в фестивалях, проводя выездные мастер-классы по гончарному кругу и живописи.
Философия бизнеса
Для открытия гончарной студии, по мнению Тахмины Джанбакиевой, необходима зрелость, поскольку творчество не терпит халатного отношения. Несмотря на многочисленные запросы, в том числе из Нур-Султана, Clay house Gallery пока не планирует расширяться. "Этот бизнес приносит небольшой доход. Но есть в этом деле что-то большее, компенсирующее. Это благодарность и радость наших учеников", — заключает она, подчеркивая нефинансовую ценность своего дела.

