Вход

Российские инвесторы вложат 80 млрд тенге в газовый завод в Актобе

11 сентября 2019 10:00
Будущее отечественного топливно-энергетического комплекса неразрывно связано со сжиженным природным газом (СПГ), считает Руслан Акжолов, директор ТОО «Акжол Газ Сервис». Его компания планирует начать строительство современного завода по производству СПГ в Актобе в 2019-2020 годах, привлекая на первоначальном этапе инвестиции в размере 80 миллиардов тенге. ТОО «Акжол Газ Сервис» было создано специально для реализации данного масштабного проекта. Акжолов подчеркивает, что Актюбинская область, будучи крупным нефтедобывающим регионом, сталкивается с проблемой утилизации попутного нефтяного газа, который часто сжигается на факелах, загрязняя окружающую среду. При этом в стране ощущается нехватка газа, а ценное сырье буквально выбрасывается в атмосферу. Изначально рассматривалась возможность переработки попутного газа в электроэнергию для нужд месторождений, что уже успешно реализовано. Следующим шагом стало использование метана (до 70% в попутном газе) в сжиженном состоянии как газомоторного топлива. В настоящее время проект по созданию установки сжижения метана, разработанный совместно с ТОО «Казахтуркмунай» (дочерней компанией АО «НК «КазМунайГаз»), находится на рассмотрении в профильном министерстве. СПГ обладает рядом существенных преимуществ перед пропаном. Он не имеет запаха, бесцветен, не вызывает коррозии, является негорючим и нетоксичным веществом. При попадании в окружающую среду СПГ быстро испаряется, не оставляя следов на воде или почве. Важно отметить, что в жидкой форме сжиженный природный газ не способен взорваться или воспламениться, в отличие от тяжелого и взрывоопасного пропана. Хотя для Казахстана этот проект является инновационным, в Китае и Европе СПГ уже активно применяется. В России, в частности в Татарстане, сжиженный газ также широко используется, однако его распространение по стране пока ограничено. Компания «Акжол Газ Сервис» намерена доработать проект для масштабного внедрения газомоторного топлива в городах, областях и по всей республике. Ключевым партнером и инвестором проекта выступает ГК «РариТЭК» из Набережных Челнов. Эта компания специализируется на разработке специфики газомоторного топлива и систем впрыска, тесно сотрудничая с ПАО «КамАЗ». «РариТЭК» является одним из лидеров Татарстана в программе развития альтернативных источников энергии, реализуемой совместно с ПАО «Газпром». В рамках этой программы «Газпром» развивает сеть заправочных станций СПГ, а «РариТЭК» занимается переводом техники (грузовой, коммунальной, общественного транспорта) на этот вид топлива. Российские партнеры, как и руководство КНР, заинтересованы в развитии транспортного коридора Азия – Европа – Азия, видя в нем огромный потенциал для увеличения транзитных возможностей Казахстана. Использование СПГ в автоперевозках позволит снизить тарифы и улучшить экологическую ситуацию, учитывая значительную долю транспортных расходов в себестоимости товаров и услуг. Реализация проекта подразумевает создание необходимой инфраструктуры – заправочных станций, топливной логистики и сервисных центров – вдоль всего транспортного коридора. Вторая часть проекта включает сборку автотранспорта, работающего на газомоторном топливе, непосредственно в Актобе. Уже достигнуты договоренности о поставке автомобилей без двигателей с Кокшетауского филиала КамАЗа. Двигатели будут поставляться Ярославским моторным заводом (ЯМЗ) и непосредственно «РариТЭК». Навесное оборудование (мусоросборочное, поливочное) планируется производить на месте, что снизит себестоимость техники на 10-15% по сравнению с заводской сборкой. Первоначально будет осуществляться комплектация и сборка двигателей на компримированном природном газе (КПГ), с последующим переходом на СПГ. На первом этапе планируется собирать и переоборудовать до 30 единиц спецтехники для нужд ЖКХ ежемесячно. Проект «Акжол Газ Сервис» является комплексным и включает в себя несколько направлений. Помимо завода по производству СПГ и автосборочного предприятия, будет налажен выпуск газопоршневых электростанций (ГПЭС) малой мощности, работающих на метане. Эти ГПЭС станут альтернативным решением для электроснабжения населенных пунктов, замещая дизельные аналоги. Компания уже получила сертификат и приступает к промышленному производству ГПЭС, один цех под которые уже подготовлен. Также в планах – создание криозавода для производства топливных баков, испытательной лаборатории и центра по утилизации природного нефтяного газа. Разработка программного обеспечения для электронного оборудования будет осуществляться местными IT-специалистами. Первоначальные инвестиции в размере 80 миллиардов тенге поступят в виде оборудования и технологий от «РариТЭК». В случае успешного запуска проекта, ЯМЗ рассматривает возможность организации производства двигателей на газомоторном топливе в Актобе, что потребует дополнительных 20 миллиардов тенге только для одной технологической линии. Общая стоимость всего проекта оценивается более чем в 400 миллиардов тенге, охватывая цепочку из шести основных производственных составляющих, которая в перспективе может быть расширена. На первом этапе реализации будет создано 500 высококвалифицированных рабочих мест. Для обеспечения кадрового потенциала «Акжол Газ Сервис» сотрудничает с Казанским федеральным университетом (КФУ), где обучаются более 120 актюбинских студентов по профильным специальностям. Заключаются договоры на подготовку необходимых специалистов, а «РариТЭК» предоставляет места для производственной практики. СПГ также может быть использован для газификации удаленных населенных пунктов без строительства протяженных газопроводов благодаря простоте транспортировки. Метан, будучи легче воздуха, быстро испаряется, исключая риски, связанные со скоплением и воспламенением, в отличие от тяжелых пропана и бутана. В отличие от КПГ (сжатого метана под давлением до 250 атмосфер), который требует большого количества баллонов (от 10 до 13 для общественного транспорта), СПГ позволяет вмещать вдвое больше газа в один стандартный баллон. Хотя КПГ сегодня используется как переходной вариант, будущее за сжиженным газом. В скором времени планируется установка блока подготовки газа (БПГ), первые результаты ожидаются уже в октябре текущего года. Одна тонна СПГ эквивалентна 1,3 тысячи кубометров природного газа. Газ для производства СПГ планируется получать из попутного нефтяного газа с факельных хозяйств месторождений, устанавливая на каждом из них модульные БПГ. Несмотря на начальную дороговизну, такое решение обещает высокую эффективность и быструю окупаемость. Проект рассчитан на десятилетия, требуя на начальном этапе около 1 миллиарда кубометров природного газа ежегодно. Этот объем станет доступен с вводом третьей нитки газопровода Бухара – Урал. Вопрос создания сети АГЗС (автомобильных газозаправочных станций) вдоль международного коридора Западная Европа – Западный Китай решается совместно с ТОО «КазМунайГаз Онимдери». Руслан Акжолов входит в рабочую группу Министерства энергетики, где происходит обмен опытом и знаниями для выработки оптимальных решений. Мониторинг показывает высокий спрос на СПГ. Например, в Нур-Султан сжиженный природный газ поставляется из Екатеринбурга по цене 120 тенге за килограмм, в то время как местное производство позволит снизить эту стоимость до 50-65 тенге за килограмм.
Источник