Проект «Сергек» позиционируется как ключевой элемент концепции «умного города», предлагая государственным структурам эффективные инструменты для мониторинга, а жителям — повышенный комфорт и безопасность. О том, как система видеонаблюдения «Сергек» справляется с этими задачами и какие перспективы открывает, рассказал Кайрат Ахметов, один из разработчиков проекта, в беседе с корреспондентом «Капитал.kz».
Идея создания «Сергек» зародилась из практического опыта. На протяжении 12-13 лет Кайрат Ахметов и его брат занимались разработкой различных систем и программного обеспечения, созданием веб-сайтов и прокладкой локальных сетей. В рамках сотрудничества с Astana Innovation, при установке камер российского производства, они столкнулись с проблемой отсутствия стабильного электропитания на уличных столбах и предварительно проложенных оптоволоконных линий. Эта ситуация стала толчком к разработке уникального решения: вместо использования солнечной или ветровой энергии, была создана система, где аккумуляторы накапливают энергию от проводов уличного освещения в ночное время, обеспечивая автономную работу камер в течение дня.
Это технологическое новшество, по словам Ахметова, относится скорее к области компьютерного зрения, чем к производству камер. Ключевым «ноу-хау» является программное обеспечение для фиксации нарушений, разработанное непосредственно в Казахстане. Компания является единственным сертифицированным поставщиком этого ПО. Отличительной особенностью «Сергек» является возможность установки комплексов не только непосредственно над проезжей частью, но и сбоку от нее, что исключает необходимость строительства дорогостоящих мостов и специальных конструкций. Кроме того, стоимость казахстанских комплексов значительно ниже импортных аналогов.
Основная задача системы — точное определение скорости автомобиля и его распознавание на видео. Для этого требуется специализированное программное обеспечение, корректная установка и отработанный алгоритм. Успех «Сергек» достигается за счет комплекса технических решений, которые обеспечивают необходимый эффект при конкурентной цене. Сами камеры закупаются в Китае, при этом приоритет отдается качественным и доступным моделям, поддерживающим необходимые форматы видео, протоколы передачи данных и обеспечивающим высокое качество изображения. Команда проекта обладает компетенциями не только в разработке ПО, но и в области телекоммуникационных и аппаратных решений, что в совокупности дает значительное преимущество.
Название «Сергек», что в переводе с казахского означает «бдительный» или «шустрый», было выбрано не случайно. Проект представляет собой многофункциональную камеру общего наблюдения. Изначально система разрабатывалась для измерения скорости в кадре, а не средней скорости между двумя точками. Комплексы «Сергек» в Алматы используют принцип геометрического преобразования в ракурсе камеры, позволяя реконструировать пространство и точно определять траекторию и скорость движения. В разработке также находятся комплексы, работающие на эффекте Доплера и лидарные системы на лазерных технологиях.
«Сергек» рассматривается как важный инструмент в борьбе с аварийностью на дорогах. Статистика подтверждает эффективность системы: после ее запуска смертность от ДТП в столице сократилась почти в два раза – с 60 случаев в 2017 году до 34 в 2018 году. Система также предусматривает функцию распознавания лиц, хотя ее применение остается на усмотрение государственных органов. Помимо этого, «Сергек» измеряет транспортный трафик.
Что касается надежности, комплексы «Сергек» поставляются с гарантийным сроком от 5 до 6 лет, а в Нур-Султане этот срок составляет более 7 лет. Благодаря использованию недорогих комплектующих, ремонт и восстановление системы могут быть осуществлены быстро в обычном цехе.
География внедрения «Сергек» постоянно расширяется. В Алматы установлено около 50 комплексов (примерно 200 камер), в Нур-Султане — 300 комплексов на линейных участках и 400 на перекрестках, что составляет 6 тысяч камер. Кроме того, установлено 4 тысячи камер общего видеонаблюдения. Всего по Казахстану интегрировано 3 тысячи комплексов, включающих 13 тысяч камер. Важно отметить, что функцией «штрафования» обладают только те камеры, которые прошли все необходимые согласования с государственными структурами. В Нур-Султане также планируется установка 50 дополнительных метеодатчиков с открытым доступом. Пилотный проект был успешно запущен в Шымкенте, на очереди Усть-Каменогорск, и в мае был подписан договор ГЧП по Атырау.
Вся собранная информация, включая видеопотоки, передается и хранится на серверах акимата. Данные по штрафам дублируются на серверах прокуратуры, а единый реестр административных правонарушений Комитета правовой статистики содержит полную информацию о штрафах. Это обеспечивает невозможность удаления данных и прозрачность работы. Данные о видеопотоке перезаписываются каждые 30 дней, а объемы информации значительны: только по Нур-Султану ежедневно генерируется около 100 терабайт данных.
Бизнес-модель «Сергек» строится на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Компания передает государству объект ГЧП — комплексы фото- и видеофиксации, интегрированные в единый центр видеонаблюдения акимата. Государство компенсирует затраты на создание и эксплуатацию системы, а также возмещает операционные расходы за обслуживание в течение 6,5 лет. Доход компании формируется за счет вознаграждения за управление системой при условии обеспечения должного качества сервиса. За шесть лет вознаграждение за управление проектом в столице составило порядка 1,5 млрд тенге. Несмотря на то, что столичный проект еще не полностью окупился, он достиг стадии окупаемости. Однако для достижения высокой прибыльности IT-бизнесу требуется масштабирование, поэтому задача компании — запустить «Сергек» как минимум в десяти других городах.
Будущие планы «Сергек» амбициозны. Кайрат Ахметов стремится к тому, чтобы через пять лет компания вышла на рынки 20 стран и 100 городов, активно ведя переговоры с иностранными партнерами. Он подчеркивает, что выход за пределы Казахстана станет настоящим «взлетом» для компании. В ближайшей перспективе «Сергек» планирует внедрять проекты в таких областях, как карпулинг, шеринг-такси, умное освещение и другие решения для «умного города».

