Нурлан Байтыманов начал производство детских конструкторов под брендом Balttravel около года назад. По его словам, стартовый капитал составил $80 тыс., что по курсу 2018 года составляло 27,57 млн тенге, из которых 2 млн тенге были получены по программе «Енбек», поддерживаемой акиматом Алматы. В интервью «Капитал.kz» Нурлан поделился трудностями, с которыми столкнулся на насыщенном рынке.
- Почему вы выбрали именно детские конструкторы?
- Мне это направление близко. Это возвращение к традициям в новом формате. Я запатентовал право на эксклюзивное производство такого конструктора. Хотя рынок детских товаров активно развивается, игрушки остаются востребованными. В отличие от мобильных телефонов, которые устаревают за несколько месяцев, игрушки сохраняют свою ценность, к тому же их маржа выше.
- Сколько партий уже выпущено?
- Мы выпустили две партии, всего 2500 наборов. Сейчас производство временно приостановлено, чтобы реализовать существующий товар. Поскольку это стартап, нас еще мало знают. Планируем расширять продажи в регионах и России, где уже есть интерес со стороны дистрибьюторов.
- На какую аудиторию вы ориентируетесь?
- Мы нацелены на детские сады и магазины. Дети сами предпочитают наши игрушки зарубежным аналогам. Конструкторы развивают мелкую моторику и позволяют создавать множество поделок.
- Чем ваш конструктор отличается от других?
- Наш конструктор позволяет создать до 500 поделок из всего пяти элементов. Мы планируем расширить ассортимент деталей.
- Какова цена вашего конструктора?
- Цена варьируется от 1500 до 5500 тенге, что, на мой взгляд, вполне доступно.
- Сколько потребовалось для запуска производства?
- Мы вложили $80 тыс., из которых 2 млн тенге были получены по программе «Енбек» под 6% годовых через «Нурбанк». Остальные средства предоставил инвестор. За 8 месяцев мы закупили оборудование и материалы, наняли сотрудников. Производство осуществляется на одном станке.
- Какова стоимость станка?
- В Алматы выбор станков велик, их можно найти на выставках по разным ценам. Основные расходы пришлись на покупку станка, пресс-форм и сырья, которое мы закупаем в Китае.
- Какова себестоимость продукции?
- Не могу озвучить точную цифру, но возможно, цены придется пересмотреть. Проект пока не окупился, и мы находимся в минусе. Планируем выйти на окупаемость через год. Нам необходимо около $10 тыс. на маркетинг, поскольку продажи – ключ к успеху в любом бизнесе.
- Как продвигаете товар?
- Через Instagram, встречи с детскими садами, школами, владельцами магазинов, а также через супермаркеты. К концу лета планируем увеличить объемы производства, поскольку пик продаж приходится на август-январь. Наши конструкторы больше подходят для игр в помещении, поэтому лето не наш сезон.
- Какие трудности возникли?
- Основные трудности были с получением кредита. Мы обошли множество банков, но «Нурбанк» быстро одобрил наш запрос.
- Какие риски вы видите в бизнесе?
- Мы – стартап, и нас еще мало знают. На рынке преобладает китайская продукция, что составляет 95% от общего объема. Казахстанские конструкторы производим только мы. Кроме того, дети быстро взрослеют и предпочитают гаджеты. Однако рынок детских товаров продолжает расти.
- Как вам удается конкурировать с китайскими товарами?
- Мы отвоевываем свою долю рынка.
- Как вы видите будущее казахстанского рынка игрушек?
- Игрушки всегда будут востребованы, несмотря на популярность гаджетов.

