На заседании палат Парламента депутат Мажилиса Сергей Симонов выразил серьезную обеспокоенность относительно значительного объема налоговых льгот, назвав их ключевым фактором, препятствующим динамичному росту доходной части государственного бюджета. По его данным, в 2018 году бюджет страны условно не досчитался порядка 3,5 триллиона тенге, что составляет почти одну треть от потенциально собираемых доходов.
«Эта ситуация сложилась вопреки прямому поручению Елбасы о необходимости сокращения налоговых преференций», — подчеркнул Сергей Симонов. Депутат уточнил, что львиная доля потерь, вызванных внедрением налоговых льгот, приходится на финансовую и страховую деятельность, где сумма недополученных средств достигла приблизительно 850 миллиардов тенге. В обрабатывающей промышленности этот показатель составил 510 миллиардов тенге, в горно-металлургическом комплексе – 500 миллиардов тенге, в сфере оптовой и розничной торговли – 411 миллиардов тенге, а в транспортном секторе – 390 миллиардов тенге. «Мы видим, что льготы существуют, но при этом отсутствует ожидаемый подъем в производстве казахстанских товаров. Примечательно, что нет никакой публичной информации, содержащей анализ результатов применения этих льгот и оценку их реальной эффективности», – отметил Симонов.
В связи с этим, мажилисмен считает целесообразным, чтобы Министерство национальной экономики и Министерство финансов пересмотрели существующие подходы к предоставлению налоговых льгот. В качестве конкретной меры он предложил ввести трехлетний мораторий на их предоставление, а также провести тщательную инвентаризацию всех действующих льгот с целью определения их фактической эффективности.
Помимо этого, Сергей Симонов обратил внимание на невыполнение задачи по системному оздоровлению финансового и реального секторов экономики. Согласно его данным, в 2018 году объемы кредитования юридических лиц сократились на 5% по сравнению с 2017 годом, а для субъектов малого и среднего бизнеса это снижение составило 15%. Доля инвестиций, осуществляемых за счет государственного бюджета, также уменьшилась с 16% в 2017 году до 12,5% в 2018 году.
«Эти факторы негативно сказались на уровне монетизации экономики, который остается крайне низким и демонстрирует постоянное снижение в последние годы. Так, в 2016 году уровень монетизации составлял 42%, в 2017 году – 38%, а в 2018 году он снизился до 35%. Наш показатель монетизации в четыре раза ниже, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Это свидетельствует о том, что экономика страны испытывает недостаток денежной массы», – подчеркнул депутат. Он также добавил, что Правительству необходимо обязать, чтобы каждая разрабатываемая программа содержала не только прогнозируемые индикаторы социального эффекта, но и четкие планы по налоговым поступлениям, демонстрирующие, какую конкретную отдачу получит государство в обмен на денежные вливания и предоставляемые льготы.

