Алматинцы разработали сервис для поиска аналогов лекарств
18 июня 2019 09:30
Платформа функционирует на основе технологий машинного обучения
Санат Жусупбеков, основатель проекта Darmeks, представил самообучающуюся систему для поиска лекарств и их аналогов в 2015 году. Инвестиции в разработку составили порядка 15 млн тенге, из которых 3 млн были получены по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» (координируется акиматом Алматы), а еще 2 млн – благодаря участию в международной программе акселерации Tech Garden. Система успешно функционировала на казахстанском рынке, однако в настоящее время ее работа временно приостановлена. Планируется возобновить проект в сентябре на рынке Узбекистана, после чего вернуться к его развитию в Казахстане. Санат Жусупбеков в интервью «Капитал.kz» раскрыл причины временной остановки сервиса и источники дохода стартапа.
Инновационная платформа с элементами машинного обучения
«Проблема поиска нужных лекарств и их более доступных аналогов стала очевидной, когда моей маме был поставлен диагноз сахарный диабет. Я столкнулся с необходимостью регулярно приобретать множество препаратов и осознал, насколько сложно людям получать информацию о наличии и стоимости медикаментов в аптеках до их посещения. Это подтолкнуло меня к созданию проекта в фармацевтической сфере», – поделился Санат Жусупбеков.
В основе платформы Darmeks лежит обширная база данных медицинских препаратов, интегрированная с технологиями машинного обучения. Система способна систематизировать информацию о каждом препарате по заданным критериям, фиксировать каждое взаимодействие с пользователем, что позволяет ей обучаться и формировать прогнозы. Кроме того, Darmeks предоставляет функционал для поиска препаратов по назначению, симптомам, аналогам, потенциальным конфликтам с другими лекарствами и по точкам их реализации.
Мировой фармацевтический рынок оценивается в $1 трлн. В Казахстане ежегодные расходы на закупку медикаментов превышают $1 млрд, при этом 30% от этой суммы приходится на государственные закупки.
«Правительство нашей страны ежегодно расходует около $300 млн на приобретение лекарств. Возникает вопрос об эффективности этих затрат: способствуют ли они снижению уровня заболеваемости? Возможно, целесообразнее было бы направить эти средства на профилактику наиболее распространенных болезней. Мне кажется, очевидно, что необходимо предложить людям максимально полезные решения», – отметил предприниматель.
Санат Жусупбеков сравнил их сервис с «Яндекс.Маркетом», который не только поможет найти более дешевые аналоги лекарств, но и предложит услугу доставки на дом. В будущем планируется привлечь врачей для выдачи онлайн-рецептов после описания пациентом своих симптомов.
После разработки проекта были предприняты три попытки его запуска. На момент создания сервис не имел прямых конкурентов на рынке.
«Пять миллионов тенге, инвестированные в проект, были привлечены в виде грантов. Однако для IT-проекта этой суммы оказалось недостаточно, и мы дополнительно вложили около десяти миллионов тенге из личных средств. За время функционирования сервиса общий оборот достиг нескольких миллионов тенге, что позволило покрыть операционные затраты, но первоначальные вложения пока не окупились», – рассказал Санат Жусупбеков.
Управление проектом в команде из трех человек оказалось сопряжено с трудностями. Команда столкнулась с эмоциональным выгоранием, поскольку весь свободный ресурс приходилось посвящать работе над проектом.
«Наиболее простой моделью является привлечение клиентов в аптеки и получение комиссии от них. Выполнять все логистические операции самостоятельно трудоемко, а привлечение сторонних курьерских служб обходится дорого, что может негативно сказаться на качестве сервиса. Создание собственного автопарка для доставки требует значительных инвестиций. Когда наша платформа была активна, пользователи имели возможность оформить предзаказ или запросить доставку лекарств на дом», – пояснил собеседник.
Фармацевтическая отрасль: требуются колоссальные инвестиции
По мнению Саната Жусупбекова, высокая стоимость многих фармацевтических препаратов объясняется значительными рисками в этой индустрии. Создание собственной фармацевтической компании предполагает миллиардные инвестиции в исследования, результаты которых станут заметны лишь спустя долгие годы. После изобретения нового лекарства требуется продолжительное время для сбора доказательной базы его эффективности. При этом патентная защита препарата действует всего пять лет, по истечении которых начинают появляться его аналоги.
«В определенной степени такая модель оправдана, поскольку она позволяет крупным фармпроизводителям компенсировать свои инвестиции. Однако это приводит к тому, что десять ведущих компаний в совокупности аккумулируют около $500 млрд дохода из общего мирового рынка лекарств в $1 трлн. Таким образом, крупнейшие производители контролируют половину глобального рынка, что вынуждает потребителей значительно переплачивать. В качестве примера: упаковка Терафлю стоит 2500 тенге, Антигриппин – 150 тенге, а Парацетамол, входящий в состав обоих, всего 25 тенге. Получается, что мы переплачиваем до 99%. В эту стоимость заложена колоссальная маржа. Безусловно, в составе могут быть и другие активные вещества, повышающие эффективность препарата, но настолько ли многократно?» – задается вопросом предприниматель.
Еще одна проблема, на которую обратил внимание Санат Жусупбеков, связана с функционированием медицинской системы. Часто после назначения лечения врач не отслеживает его эффективность для пациента, лишь делая предположения.
«Я осведомлен, что в настоящее время врачам будет предписано указывать не торговое наименование, а основное действующее вещество препарата. Такой подход способен стимулировать конкуренцию и обеспечит большую объективность для покупателей. Активные вещества в лекарствах в основном схожи, и весь фармацевтический рынок во многом держится на незнании потребителями состава препаратов. Это позволяет крупным игрокам получать значительную прибыль за счет покупателей», – добавил он.
«Рынок лекарств функционирует по схеме: существуют клиенты/пациенты, клиники и врачи. Врачи выписывают рецепты, пациенты идут в аптеки, аптеки заказывают медикаменты у дистрибьюторов, а те, в свою очередь, у фармацевтических компаний. Эта система обладает низкой эффективностью. Мы же намерены предложить аптекам сервис для автоматизации их работы, – пояснил Санат Жусупбеков. – Наша изначальная идея заключалась в том, чтобы помочь небольшим компаниям объединиться и сформировать единую сеть».
Модель монетизации системы
«Мы генерируем доход через транзакции, предлагая клиентам продукты фармацевтических компаний, а также предоставляя врачам и аптекам CRM-системы. Мы также можем способствовать оптимизации их рабочих процессов. Меня удивляет, что на этот рынок вышли достаточно крупные игроки, но никто до сих пор не создал подобной комплексной системы. Недавно, заказывая витамины в одной крупной аптечной сети, я убедился в по-прежнему низком уровне их сервиса», – отметил предприниматель.
Бизнес-модель проекта является достаточно сложной. С одной транзакции можно получить от 100 до 200 тенге. Прибыльность достигается при нескольких сотнях транзакций в день.
Для запуска проекта в Узбекистане велись переговоры с потенциальным инвестором, однако он в последний момент отказался от участия. Несмотря на это, проект полностью готов к техническому запуску.
«В ходе обсуждений с инвестором из Узбекистана мы определили, что для тестирования платформы и подтверждения рыночной потребности в продукте потребуется около $50 тыс. Затем мы запросили $500 тыс. Для Казахстана эта сумма относительно невелика, но для Узбекистана она значительна. Поскольку инвестор не проявил готовности к таким вложениям, мы приняли решение запустить проект самостоятельно в Узбекистане к осени. После успешной апробации модели там, мы планируем внедрить ее и на нашем рынке», – рассказал Санат Жусупбеков.
«Мы стремимся к тому, чтобы наш продукт завоевал популярность во всем мире. Существует перспектива выхода на китайский рынок, однако в Узбекистане в данный момент наиболее легкие условия для старта. Как предприниматели, мы мыслим рационально и выбираем наиболее простой путь. Поскольку сервис требует значительных финансовых ресурсов, мы параллельно занимаемся и другими, менее энергозатратными проектами», – заключил Санат Жусупбеков.