Вход

Лифтовая отрасль Казахстана ожидает перезагрузки

12 июня 2019 10:00

Деятельностью в данной сфере смогут заниматься исключительно юридические лица

Состояние лифтового хозяйства страны на протяжении длительного времени является предметом критики. Специалисты отмечают, что одной из ключевых преград на пути развития рынка стало упразднение лицензирования для компаний, специализирующихся на обслуживании лифтов. В ходе интервью корреспонденту «Капитал.kz» Ержан Игибаев, президент ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана», поделился своим видением трансформации лифтового бизнеса.

- Каково количество производителей лифтов и лифтового оборудования в Казахстане?

- На данный момент в нашей республике функционируют четыре завода по производству лифтового оборудования: они расположены в Акмолинской области, Алматы, Усть-Каменогорске и Павлодаре. В настоящее время в Алматинской области, в городе Талгар, на территории в 1 гектар, компания «Казлифт» ведет подготовку к запуску современного казахстанско-корейского лифтового завода. Ожидается, что доля местного содержания превысит 51%, а производственная мощность предприятия составит более 600 лифтов в год. Это свидетельствует о постепенном развитии отечественного производства в отрасли.

- Какие изменения произошли в объеме производства лифтов за последние 2-3 года?

- Согласно нашим данным, за последние три года отечественные производители выпустили более 400 лифтов. Это означает увеличение объема производства на 10% по сравнению с показателями 2018 года.

Однако объем производства в Казахстане мог бы быть значительно выше, если бы не ряд проблем, с которыми сталкиваются производители лифтов. Одна из них — отсутствие эффективной государственной системы поддержки местных производителей лифтов.

К примеру, приказ министра по инвестициям и развитию РК №255 от 29 апреля 2017 года предписывает использование исключительно строительных материалов, оборудования, изделий и конструкций казахстанского производства в проектах, финансируемых за счет государственных инвестиций. Тем не менее, на практике этот приказ не всегда соблюдается, и при возведении государственных объектов нередко используются лифты из Беларуси и Китая.

Вторая проблема заключается в жесткой конкуренции со стороны производителей бюджетных лифтов из Китая и Беларуси, а также в низком уровне доверия крупных частных застройщиков к продукции местных компаний. При этом казахстанский рынок остро нуждается в отечественном лифтовом оборудовании для модернизации лифтов, срок эксплуатации которых истек. В настоящее время наша ассоциация совместно с НПП «Атамекен» разрабатывает комплекс мер по поддержке местных производителей лифтов, а на базе ФНБ «Самрук-Казына» создан проектный офис по импортозамещению.

6a05e99d405115ea890b0a8ac2c.JPG

- В Казахстане осуществляется только сборка лифтов?

- К сожалению, полного цикла производства лифтов в Казахстане пока нет. Это связано с недостаточным развитием смежных отраслей, таких как производство электродвигателей, редукторов, электронных станций управления и электронных систем безопасности. Однако ежегодно объем локализации в производстве лифтов местными компаниями увеличивается.

- Насколько выгодно производство лифтов?

- Для запуска производства лифтов неполного цикла требуются инвестиции в размере более 600 млн тенге, с последующей капитализацией в зависимости от рыночного спроса. Прибыль с каждого произведенного лифта в среднем составляет 15% от его себестоимости. При этом процесс изготовления лифтов очень трудоемкий и требует участия квалифицированного технического персонала, которого на рынке пока не хватает.

- В какой степени казахстанский рынок зависит от импортных лифтов?

- Основными поставщиками лифтового оборудования в нашу страну являются Китай, Южная Корея, Турция и Беларусь. Стоимость самого простого пассажирского лифта для 9-этажного здания от известного бренда обычно начинается от 9 млн тенге. Цена аналогичного лифта местного производства стартует от 7 млн тенге. Стоимость лифтов варьируется в зависимости от страны-производителя, грузоподъемности, этажности и дополнительных опций.

63f076602da40c78c25b2708d66.JPG

- Насколько изношен лифтовой фонд Алматы?

- В отделе контроля лифтового оборудования управления жилищной политики Алматы на учете находится более 11 тысяч лифтов. Из них свыше 4 тысяч имеют истекший срок эксплуатации и установлены преимущественно в жилых домах. Более 1200 лифтов из общего числа требуют модернизации.

Проблемы в лифтовой отрасли начались в 2012 году, когда было отменено обязательное лицензирование для компаний, занимающихся монтажом лифтов. Это привело к появлению на рынке множества недобросовестных и непрофессиональных компаний, оказывающих услуги по обслуживанию и монтажу, а также поставщиков оборудования, зачастую не обладающих необходимой технической базой.

В стремлении к экономии многие КСК, не проводя должной проверки «портфолио» и квалификации таких участников рынка, заключают с ними договоры на обслуживание лифтов. В результате в Казахстане участились поломки лифтов, что способствует возникновению чрезвычайных ситуаций.

Еще одной проблемой на рынке является несовершенный механизм отбора поставщиков услуг по сервисному обслуживанию лифтов через сайт государственных закупок. Зачастую тендеры выигрывают недобросовестные участники, демпингующие по ценам, что приводит к предложениям услуг ниже рентабельного уровня. Это негативно сказывается на качестве предоставляемых услуг.

Кроме того, хотелось бы отметить проблему импорта в Казахстан лифтов, собранных в нелегальных цехах Китая под видом известных брендов. Такие лифты продаются по ценам ниже заводских аналогов, отличаются низким качеством сборки и сомнительным рабочим ресурсом. Их установка в жилых домах в первую очередь наносит ущерб жителям, которым приходится нести значительные расходы на замену такого оборудования.

- Кто осуществляет контроль за состоянием лифтов?

- За техническим состоянием лифтов несут ответственность собственники лифтового оборудования, председатели КСК и управляющие компании. Они обязаны принимать все необходимые меры для предотвращения умышленной порчи лифтового оборудования. Часто при скачках напряжения происходит компьютерный сбой, при котором лифт в штатном режиме опускается на заданный этаж. Однако у некоторых пассажиров это вызывает иллюзию падения лифта, и они начинают паниковать. При аварийной остановке лифта многие пассажиры совершают грубую ошибку, пытаясь самостоятельно выбраться из кабины, тем самым повреждая оборудование и подвергая свою жизнь опасности.

8fef91785acf54c5d0b25a1b5cd.JPG

- Как часто регистрируются случаи гибели пассажиров в лифтах?

- К счастью, за последние 10 лет в Алматы не было зафиксировано ни одного случая с летальным исходом пассажиров лифта. До недавнего трагического инцидента в Актобе, повлекшего гибель молодой девушки, все предыдущие аварийные ситуации с лифтами в Казахстане в основном заканчивались травмами пассажиров.

Трагедия в Актобе вызвала широкий общественный резонанс и определенное недоверие к лифтовому оборудованию в стране. Стоит отметить, что на проблемы лифтовой отрасли обратил внимание и Нурсултан Назарбаев. После этого, в апреле 2018 года, на совещании под председательством вице-министра по инвестициям и инфраструктурному развитию Кайрбека Ускенбаева, было принято важное решение о разработке национального стандарта, в том числе для лифтов, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями. Эти стандарты также устанавливают определенные требования к специалистам, осуществляющим установку лифтового оборудования, а также к сервисным и монтажным лифтовым организациям.

Я полагаю, что соблюдение национального стандарта должно стать обязательным условием для входа в лифтовой бизнес. Хочу выделить некоторые требования: теперь производитель лифтов, не являющийся резидентом государства-члена ЕАЭС, обязан иметь своего представителя в Казахстане. При этом представитель будет нести солидарную ответственность с производителем за соответствие лифтового оборудования стандартам на протяжении гарантийного срока. Производитель должен обеспечить своего представителя электронными системами тестирования, комплектующими и запчастями на весь гарантийный период и в течение пяти лет после его окончания. Также появились новые требования к владельцам оборудования, обслуживающим лифты.

- Какие законодательные инициативы находятся на обсуждении?

- В настоящее время в Мажилисе Парламента рассматривается вопрос об обязательном применении национальных стандартов. По инициативе нашей ассоциации, из проекта закона исключена деятельность субъектов предпринимательства в форме индивидуальных предпринимателей (ИП). Таким образом, лифтовым бизнесом смогут заниматься только юридические лица. Уполномоченные отделы при акиматах будут наделены надзорными функциями по обеспечению безопасности лифтов.

Считаю, что при рассмотрении проекта Закона «О гражданской защите» необходимо внести изменения в законодательство, предусматривающие жесткую административную ответственность за несоблюдение участниками рынка требований национальных стандартов, а также рассмотреть возможность внедрения механизма саморегулирования.

Источник