Четыре года назад алматинский велоэнтузиаст Александр Габченко решил доказать, что с помощью велосипеда можно не только экологично путешествовать по Алматы и его окрестностям, но и отправляться в дальние поездки по всему миру. Основанный в 2015 году «Клуб велосипедных приключений» сразу же привлёк внимание любителей активного отдыха. Однако Александр отмечает, что велотуризм в Казахстане ещё не достиг уровня значимости, как, например, в Европе, и пока не является полноценным направлением в туристической индустрии. Сейчас лишь немногие готовы платить за такой вид отдыха, предпочитая короткие пешие туры или пляжный отдых. Александр поделился своим опытом организации велоклуба с корреспондентом «Капитал.kz».
Бизнес, основанный на энтузиазме
Я долго катался на велосипеде, прежде чем мне пришла идея создать клуб. В Алматы велосипед достаточно популярен как средство передвижения. Когда мы начинали, никто не предлагал подобный сервис. Мы сделали поездку максимально комфортной, включив в неё проживание, транспорт, питание и услуги гида. Идея сработала, и к нам потянулись люди, которым захотелось большего. Они никогда не жили в палатке и не пробовали полевой кухни. Это люди, нацеленные на открытие нового.
Трудно сказать, насколько развит велотуризм в Алматы, так как это обширное понятие. Наши велопутешествия — лишь один из вариантов. Я бы назвал это занятием для энтузиастов, так как много на этом не заработаешь.
Маршруты как творческий процесс
На разработку маршрута уходит от одного до трёх дней, в зависимости от сложности и вдохновения. В первую очередь продумываем технические детали, рельеф местности, возможные трудности, необходимое снаряжение и транспорт до места. Обычно используем автотранспорт, но если место далеко, то поезд или самолёт. Иногда мне помогает напарник Володя Степанов, который знает некоторые места лучше меня. Когда все детали ясны, можно предлагать идею людям.
В нашем клубе есть шкала трудностей от одного до трёх, но даже при самом высоком балле поездка будет комфортной.
Экономически выгоднее ездить с местными жителями в новые места, а иностранцам показывать известные локации. Но не так много людей в Казахстане готовы тратиться на такой отдых. Местные предпочитают походы выходного дня. За границу мы пока выезжали только в Кыргызстан и Монголию, в основном с алматинцами. Иногда к нам присоединяются гости из Нур-Султана и реже из Шымкента.
Инвестиции организаторов
Мы вкладываем в покупку оборудования для перевозки велосипедов, аренду транспорта и организацию бивака. Опыт позволяет реже выезжать на разведку новых маршрутов, но иногда необходимо изучить местность детально. Это требует дополнительных затрат: времени, транспорта, топлива.
Для поездок нужен микроавтобус. Новый минивэн с полным приводом стоит дорого, подержанный — 2-4 млн тенге. Багажники для велосипедов стоят в среднем $100, и их периодически нужно менять. Палатки, выдерживающие непогоду, стоят $150, их нужно пять. Организация бивака — ещё около тысячи долларов. Велосипеды арендуем или предоставляем свои, стоимость — около 100 тыс. тенге за горный велосипед базовой комплектации.
Велосипедисты — не бедные люди
Велотурист тратит на путешествия больше среднего. Велосипед стоит от 100 тыс. до 1 млн тенге, спальный мешок — от 10 тыс. тенге, коврик — около 5 тыс. тенге, палатка — $100-150.
При организации тура по Алматинской области все расходы включаем в предложение. Дополнительно оплачиваются авиаперелёты и ж/д билеты. Стоимость приключений выходного дня — от 15 до 35 тыс. тенге, длительных — зависит от логистики. Самое дорогое путешествие было в Монголию — 250 тыс. тенге без учёта ж/д билетов. В Европе такие туры стоят значительно дороже.
Клиенты становятся друзьями
Наша аудитория — люди старше 25 лет, которым надоела офисная рутина. Обычная езда по городу им наскучила, они ищут нас. Набираем команду, ориентируясь на количество мест в автобусе, обычно это 14 мест. Если менее шести человек, поездка не состоится.
Некоторые ездят с нами годами. Сезонность условная: весной и осенью — короткие туры, летом — длительные поездки. Зимой предлагаем поездки в тёплые страны, но пока это не востребовано.
Проблемы выхода на зарубежный рынок
Рынок велотуров в Алматы наш, но развитие возможно через выход на зарубежных клиентов. Однако это сложно, так как Казахстан малоизвестен как туристическая страна. Государство делает шаги в этом направлении, но акцент на пакетных турах. Национальные парки не всегда понимают необходимость велосипедных маршрутов. Хороший пример — парк Алтын-Эмель, где адаптировали маршруты для велосипедистов. Велосипед оказывает минимальное воздействие на окружающую среду, хотелось бы больше понимания от властей.
Реклама имеет значение
Реклама — обязательная часть. Тратим на продвижение 15-30 тыс. тенге в месяц. Используем сайт и социальные сети. Сайт помогает собирать отзывы и заявки. Внешняя реклама неэффективна, затраты несоразмерны.

