Вход

От детских шампуней к продукции для гостиниц: история успеха

28 мая 2019 09:33

Состояние рынка для казахстанского производителя индустриальной химии

Финансовый директор казахстанской компании Goldman and Young Диас Ягмуров начал свой путь в бизнесе восемь лет назад с производства детских шампуней. Позже, исследовав рынок индустриальной химии для сектора Horeca, он обнаружил, что эта ниша практически не занята, и решил заняться производством средств для гостиниц и ресторанов. Как казахстанскому производителю конкурировать с иностранными компаниями и почему в Казахстане сложно наладить прибыльное производство — об этом рассказал Диас Ягмуров в интервью для «Капитал.kz».

Открытая ниша

Мы начали свою деятельность в 2011 году, когда производство химической продукции в Казахстане практически не было развито. Стартовали с детских шампуней и жидкого мыла. Удалось заключить контракт с Disney на использование их героев на нашей продукции. После этого мы обратили внимание на сегмент Horeca — огромный и малоизвестный для обычного потребителя мир. Сегодня это наш основной бизнес. В B2B-секторе мы лучше представлены, чем в B2C, из-за высокой конкуренции с мировыми лидерами. В сегменте детской гигиены конкуренция легче, так как продукция в основном импортируется из России, и мы решили расширить нашу линейку. Этот рынок в Казахстане не развит, но у него есть потенциал для роста.

Наши основные конкуренты в химии для Horeca — это магазины и базары. Многие рестораны до сих пор закупают обычные чистящие средства на базарах, и они занимают значительную долю рынка.

Изначально мы вложили в проект $100 тыс. собственных средств. Эти деньги пошли на приобретение небольшого химического реактора, сырья и оплату труда шести сотрудников. Через два года мы получили кредит в размере 150 млн тенге по программе фонда «Даму». Это дало нам уверенность в проекте, и мы начали развиваться: купили землю, построили завод, закупили оборудование и сырье. Девальвация сыграла нам на руку, так как цены на продукцию конкурентов выросли, а наши остались прежними, что позволило нам захватить часть рынка.

Бизнес уже окупился и приносит прибыль, но все доходы мы вкладываем в развитие. Несмотря на множество программ поддержки предпринимателей, получить кредит в Казахстане сложно. А когда бизнес растет, нужно увеличивать запасы сырья, складские площади и объемы отгрузок.

3e454a6575cb356b6427c8268bc.jpg

Особенности сырья и себестоимость

Наше производство способно выпускать 4-5 тыс. тонн продукции в год, и при необходимости мы можем увеличить объемы. У нас налажены хорошие контакты с крупнейшими производителями сырья из Европы, России, Кореи и Китая, которые делятся с нами опытом. За восемь лет работы мы выросли и стали интересны западным заводам.

Мы используем реакторы, варочное оборудование, линии розлива и закупоривания. Поскольку у нас более 50 наименований продукции, каждый раз необходимо мыть, обрабатывать и перенастраивать линии, что усложняет процесс. Наша продукция находится в среднем и высоком ценовом сегменте, но мы стремимся предложить потребителю высокое качество по средней цене. Это позволяет нашим товарам конкурировать с западными аналогами, при этом они дешевле. Влияние на себестоимость оказывают объемы производства, закупки, логистика, которая в Казахстане очень дорогая, и девальвация.

08964a6122810d964a4e73903b9.jpg

Минимальное вмешательство государства

Сейчас мы реализуем продукцию в Казахстане и Кыргызстане и планируем выход на рынки России и Узбекистана. Для освоения новых рынков нужны дополнительные инвестиции, и сначала мы хотим удовлетворить внутренний спрос, так как он является основным источником дохода.

Основные риски — это конкуренция и поддержание качества продукции. В Казахстане нет собственного производства сырья, и мы зависим от иностранных поставок, что связано с валютными рисками и задержками доставки.

Репутация создается годами, но ее легко потерять. Я придерживаюсь мнения, что чем меньше государство вмешивается в бизнес, тем лучше. Предприниматели могут адаптироваться к любым условиям, главное — возможность прогнозирования. Если в экономике много политики, это становится сложнее.

Нашему рынку не хватает инвестиций в разработки. В Казахстане интерес к венчурному финансированию есть, но рынок только начинает развиваться. Его развитие могло бы стать стимулом для появления новых производств.

Также существует дефицит квалифицированных кадров. В нашей команде работают специалисты с 30-40-летним стажем, но мы также привлекаем и обучаем молодых специалистов. Несмотря на развитие технологий и искусственного интеллекта, за всем этим стоит человек.

Источник