Готовы ли казахстанцы пробовать продукты сразу после покупки в магазине, например, в специально оборудованной кофейне? Какие трудности возникают у поклонников экологически чистых продуктов, и почему их легко обмануть? Как ведут бизнес производители органической продукции? На эти и другие вопросы ответила владелица фудмаркета BioGourmet Асель Журденова в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
- Асель, когда вы открывали свой магазин пять лет назад, здоровый образ жизни уже был популярен в Алматы?
- Нет, мы с мужем были одними из первых, кто начал продвигать культуру здорового питания среди алматинцев. Мы сделали акцент на сертифицированное органическое питание, стремясь сделать его доступным для широкого круга потребителей. В то время в Алматы уже существовали супермаркеты с натуральными продуктами, но мы хотели предложить более доступные варианты для среднего потребителя.
- Ваш магазин очень уютный. С первого дня работаете в этом помещении?
- Да, мы живем неподалеку, и в 2014 году в этом районе не было ни одного магазина, тем более кофейни. Мы хотели создать магазин у дома нового формата.
- На сайте вашего магазина указано, что вы поддерживаете здоровый и полезный бизнес. А бывает бесполезный?
- Когда мы открылись, мы дали возможность молодым компаниям и фермерам развивать свои бренды. Несколько производителей молочной продукции начали с нами, и это стало для них отличным стартом. Это я называю полезным бизнесом.
- Насколько конкурентна ваша ниша?
- Конкуренция относительна. Когда каждый магазин будет тщательно отбирать ассортимент и делать акцент на качественные продукты, тогда можно будет говорить о конкуренции. У каждого предпринимателя своя аудитория.
В России сертификация органической продукции введена только в этом году. Продукты с маркировкой «био» или «органик» ранее не были сертифицированы. Мы предупреждаем, что не все продукты с такой маркировкой действительно органические.
- Чем органика отличается от натуральности?
- Маркировка «эко» минимизирует вред окружающей среде. Органическая продукция безопаснее для потребителя, так как не обрабатывается химикатами и пестицидами.
- У нас в Казахстане производят экологически чистые продукты?
- Натуральные продукты есть, но специализированной сертификации нет, поэтому маркировка «био» может быть наклеена кем угодно.
- Дорого ли питаться органик-продуктами?
- Да, органические продукты дороже. Например, органическая овсянка стоит в 1,5-2 раза больше обычной.
- Есть ли спрос?
- Да, органические продукты имеют свои плюсы. Например, у моего ребенка прошли аллергические реакции после перехода на органические продукты.
- Почему вы решили объединить магазин и кофейню?
- Мы увидели этот тренд в Европе. Клиенты могут попробовать продукцию прямо в кафе.
- Это увеличивает поток клиентов?
- Да, клиенты могут покупать продукцию и в магазине, и в кофейне. Мы создаем теплые отношения с нашими постоянными клиентами.
- Сколько денег вы вложили в бизнес?
- Около полумиллиона долларов на начальном этапе.
- Какие риски существуют в вашем бизнесе?
- Валютный курс и недобросовестные партнеры.
- Какова доходность?
- Рентабельность составила 23% в прошлом году.
- Планируете ли расширяться?
- Нет, это требует больших затрат и внимания. Управление розничным бизнесом требует полного контроля.

