Вход

Как развивается книжный бизнес

10 мая 2019 10:00

Участники рынка рассказали, как они строили свой бизнес и что читают казахстанцы

За последние несколько лет технологии развиваются стремительно. Поколение Z, выросшее в эпоху цифровых технологий, предпочитает получать информацию через различные устройства: смартфоны, планшеты, электронные книги. Тем не менее, как отмечают представители книжного рынка, это поколение не забывает и о бумажных книгах. «Молодежь с удовольствием покупает книги казахских авторов на родном языке», - говорит сооснователь книжного магазина «Букинист». Корреспондент Kapital.kz узнал, какие произведения наиболее популярны, каков средний чек на книги и как изменяется рынок.

Вадим Голенко, генеральный директор «Меломан» и MARWIN

Наш бизнес начался в 1987 году в Усть-Каменогорске с киосков звукозаписи, которые мы называли балаганами. Мы были первопроходцами в розничной торговле кино и музыкой. Мы прошли через все этапы развития рынка: от микрокассет до дисков, пережили несколько девальваций. В 80-90-е годы рынки кинопроката и звукозаписи фактически были пиратскими из-за отсутствия законодательной защиты.

Книжным бизнесом мы занялись в 2006 году, когда поняли, что общество нуждается в книгах и интересных авторах. На рынке уже существовали книжные магазины, но они выглядели устаревшими. Мы первыми в Алматы открыли книжный магазин без прилавков, с читальными зонами, что оказалось успешным решением. Однако не все посетители понимают формат «читального зала». Некоторые хотят покупать книги, которые никто ранее не читал, но большинство не придает этому значения.

Средний чек по книгам сложно определить, так как мы продаем и другие товары. В среднем, чек составляет 4,5-7,5 тыс. тенге. Книги составляют 30% спроса, их средняя стоимость – 2,5-3 тыс. тенге. Спрос на книги растет: в 2017 году мы продали 1,5 млн книг, а в 2018 – 1,7 млн. Наиболее популярна литература non-fiction.

Для продвижения книжного направления мы проводим встречи с авторами и другие мероприятия. Несмотря на популярность электронных книг, бумажные книги остаются востребованными. Электронные книги привлекают в магазины новых покупателей, которые также интересуются и бумажными изданиями.

Ксения Роменская-Шахворостова, сооснователь книжного магазина «Букинист»

Мой отец основал букинистический бизнес в 2001 году в Алматы. Мы начали с небольшой лавки в подземном переходе, используя книги из нашей семейной библиотеки. Сейчас наш ассортимент насчитывает 3 000 книг. Цены на книги зависят от их редкости и времени издания.

Средний чек на книги составляет 1 500-2 000 тенге. Около 80% спроса приходится на книги, 20% – на пластинки. Спрос на пластинки растет, что помогает в периоды снижения спроса на литературу.

В Алматы работает три букинистических магазина. Мы планируем открыть второй магазин в Нур-Султане. Бумажные книги остаются популярными благодаря удобству чтения и тактильным ощущениям, но электронные книги также находят своих поклонников.

Источник