В то время как рынок автомоек самообслуживания в Европе демонстрирует зрелость, развиваясь на протяжении десятилетий и достигнув определенного насыщения, в Казахстане этот сегмент услуг находится лишь на начальном этапе своего становления. Появившись всего несколько лет назад, подобные объекты пока остаются скорее нишевым сегментом, нежели повсеместным явлением. О перспективах и вызовах становления данного бизнеса в республике корреспондент Kapital.kz побеседовал с Романом Захаровым, соучредителем и директором управляющей сети автомоек «ОК!».
— Роман, как возникла идея создания мойки самообслуживания в Казахстане?
— Я родом из Санкт-Петербурга, и, честно говоря, идея зародилась совершенно случайно. В начале 2015 года я разместил объявление о продаже оборудования для автомоек самообслуживания и через интернет познакомился со своим будущим партнером. В ходе общения стало очевидно, что в Казахстане существует огромный незанятый рыночный сегмент для этого вида услуг. У меня был опыт такого бизнеса в Питере, а мой партнер уже имел определенные наработки в Алматы. Объединив наши усилия, в ноябре 2015 года мы запустили первую мойку на шесть постов на территории ТРЦ «Магнум» по улице Момышулы.
— Каков был объем первоначальных инвестиций, и сколько комплексов функционирует на сегодняшний день?
— Строительство первого комплекса обошлось нам значительно дороже, чем аналогичные проекты сегодня. Сейчас мы способны возвести мойку примерно в три раза дешевле, при этом сохраняя высокие стандарты качества. Точную сумму, включающую строительство, монтаж, подведение коммуникаций и материалы, я не готов озвучить. Что касается стоимости самого шестипостового комплекса, то это около 100 тысяч евро. Мы используем высококачественное оборудование, которое полностью оправдывает свою цену. Мы также являемся дилерами по поставке этого оборудования в Казахстан и осуществляем его сервисное обслуживание, что крайне важно для любой техники. Наша сеть насчитывает семь автомоек: пять в Алматы, по одной в Шымкенте и Нур-Султане. По сути, мы представляем собой единственную сетевую структуру автомоек самообслуживания такого формата в стране. Хотя в Алматы периодически появляются другие мойки самообслуживания, они функционируют по несколько иному принципу. На них также можно помыть автомобиль самостоятельно, но они, как правило, дешевле по стоимости услуг, но требуют больше усилий и времени. В среднем на нашей станции мойка занимает около пяти минут, тогда как на более бюджетных аналогах – до пятнадцати минут, при этом часто возникают сложности с пеной, чего у нас удается избежать благодаря полностью бесконтактной технологии. Все процессы чистые и аккуратные.
— Каково соотношение автомоек самообслуживания и классических автомоек в Алматы?
— Мы не располагаем точными данными о количестве традиционных автомоек в городе, так как считаем, что работаем в совершенно разных бизнес-моделях, несмотря на кажущуюся схожесть сфер. Однако могу отметить, что после установки наших комплексов, расположенные поблизости классические автомойки нередко прекращают свою деятельность в течение полугода-года. Когда мы начинали, автомоек самообслуживания как таковых в городе практически не было. Сейчас, как я уже говорил, появляются новые, но они отличаются по концепции.
— Как казахстанцы восприняли новый формат мойки автомобиля?
— Менталитет в отношении ухода за автомобилем поддается изменениям. В Казахстане сложилось представление, что мойка машины – это процесс, когда ты приезжаешь, ждешь своей очереди, загоняешь автомобиль в бокс и снова ждешь. При этом качество зависит от множества факторов: настроения мойщика, используемой химии и так далее. Мы же глубоко убеждены в действенности принципа: «хочешь помыть хорошо – помой сам». С нами клиент экономит массу времени. Во-первых, очередей практически нет, а если и возникают, то они очень быстро движутся. Во-вторых, у нас можно помыть автомобиль за пять минут, не прикасаясь к нему вообще – это стопроцентная бесконтактная мойка.
— Кто ваш основной клиент?
— Нашим клиентом является абсолютно любой водитель, независимо от пола, возраста и уровня достатка. Мы обслуживаем различные типы транспортных средств: от легковых автомобилей до автобусов и грузовиков, главное – чтобы они проходили по габаритам. Я лично наблюдал, как владельцы мыли свои «Теслы». Заблуждением является мнение, что у нас не обслуживаются дорогие машины – напротив, более половины наших клиентов владеют автомобилями выше среднего ценового сегмента. У нас есть постоянные посетители, и сейчас мы активно заключаем договоры с корпоративными клиентами.
— Насколько услуги вашей мойки дешевле по сравнению со стандартными?
— Наши услуги минимум в два раза дешевле, чем на обычных стационарных мойках. Средняя стоимость мойки кузова в городе составляет от 1000 до 1300 тенге. У нас же некоторые автовладельцы умудряются полностью помыть машину всего за 300 тенге. Преимущество нашего бизнеса заключается в отсутствии избыточного персонала и полной прозрачности всех финансовых потоков. Это ключевой аспект нашего проекта – минимизация человеческого фактора. Все процессы автоматизированы, и хищения исключены, так как все действия отслеживаются программой. На шесть постов требуется всего один сотрудник. Рентабельность нашей модели значительно выше, чем у классических автомоек.
— Каково среднее количество клиентов в день и средний чек?
— Количество клиентов зависит от расположения комплекса. В пиковые сезоны каждый комплекс обслуживает в среднем 250-300 автомобилей в день. Средний чек составляет около 500 тенге. В России эти показатели сопоставимы – примерно 100-150 рублей.
— Увеличилось ли количество клиентов с момента открытия?
— При открытии первой мойки мы столкнулись с настоящим ажиотажем. Первое время очереди стояли круглосуточно, доходило даже до вызова полиции из-за того, что автомобилисты перегораживали выезды. Со временем этот пик спал, и сейчас у нас стабильное количество посетителей, что позволяет нам не только быть рентабельными, но и активно развиваться. Мы достигли той стадии, когда бизнес полностью сформировался. Наша задача – постоянно совершенствовать качество сервиса, чтобы соответствовать запросам времени. Хотелось бы также отметить, что некоторые наши мойки стали своеобразными местами для встреч молодежи. Например, в Шымкенте наша мойка — популярное место для сбора молодых людей, которые приезжают помыть машины, пообщаться и обменяться новостями. Все проходит культурно и без инцидентов.
— Насколько вы зависите от погодных условий?
— Погода, безусловно, влияет, но не так критично, как многие предполагают. Наш анализ показывает, что люди активно моют свои машины при температуре от -20 до +35 градусов Цельсия. При температурах ниже -20 градусов активность практически прекращается. В этом температурном диапазоне мы и работаем. Наши мойки особенно актуальны в такую погоду, как сейчас, когда дожди идут через день. Можно быстро заехать, сбить грязь и пыль, заплатить условные 500 тенге и ехать дальше. Большим преимуществом наших комплексов является постоянное наличие горячей воды и подогреваемый пол, благодаря чему даже зимой на постах нет наледи. Многие клиенты зимой специально приезжают, чтобы сбить наледь из-под колесных арок.
— Есть ли планы по дальнейшему расширению?
— В настоящее время мы готовим к открытию два новых комплекса, на этот раз не на шесть, а на четыре поста, расположенные не у торговых центров, а в жилых массивах. Один находится на пересечении улиц Жандосова и Яссауи, второй – в районе железнодорожного вокзала Алматы-1. Всего до конца третьего квартала текущего года мы планируем ввести в эксплуатацию четыре таких комплекса. Важно отметить, что расширение осуществляется за счет собственных заработанных средств. В долгосрочной перспективе мы планируем создание более универсальных центров самообслуживания. Помимо стандартной мойки автомобиля, мы хотим добавить ряд сопутствующих мелких автомобильных услуг, например, подкачку шин. Такие посты планируется размещать на выездах из города, например, на капшагайской трассе, чтобы водители могли перед дальней поездкой заехать, закупиться в магазине, обслужить свой автомобиль и продолжить путь.

