По мнению аналитиков, к 2020 году объем нового жилья, вводимого в эксплуатацию в стране, достигнет 17 млн кв. м. Строительная отрасль демонстрирует устойчивый рост, составляя до 6% ВВП Казахстана. Ежегодно на рынке появляются новые компании, что создает благоприятные условия для онлайн-платформ, которые объединяют подрядчиков и поставщиков материалов.
Год назад бывшие руководители Lamoda и экс-гендиректор «Газпром-медиа Технологии» инвестировали $500 тыс. в российскую строительную платформу. По данным о доходах компании, вложения окупились бы всего за полгода, так как маркетплейс зарабатывает на комиссиях, организуя доставку материалов на стройплощадки.
Преимущества маркетплейсов
Денис Гончаренко, технический директор компании Start IT, уверен, что онлайн-платформы помогут снизить стоимость квадратных метров на рынке.
«Мы начали с поставок материалов для застройщиков и часто сталкивались с трудностями в поиске качественных товаров и надежных поставщиков. Поэтому мы решили создать свою платформу – Aida.market», – рассказывает Денис.
Маркетплейс напрямую работает с производителями, исключая посредников.
«Это снижает операционные расходы. В среднем экономия при покупке строительных материалов составляет около 15%. Мы выбираем только казахстанских производителей, чтобы деньги оставались в стране», – добавил он.
Денис Гончаренко подчеркнул, что каждый производитель проходит двухэтапную проверку. «Сначала проверяем документы, затем наши сотрудники выезжают на производство для сбора реальной информации. Мы отвечаем перед клиентами за качество продукции», – отметил он.
Система документооборота построена на принципах прозрачности. По словам Дениса, манипуляции с автоматизированной системой невозможны.
«Маркетплейсы должны быть максимально открытыми и предоставлять полную информацию, что исключает коррупцию. На платформе можно обмениваться документами. С каждым производителем подписывается SLA (соглашение об уровне обслуживания). За каждую задержку предусмотрены штрафы», – рассказал он.
Основная цель маркетплейса – снизить себестоимость квадратных метров. «Экономия с использованием сервиса составляет в среднем $62 на квадратный метр, то есть при покупке квартиры в 100 квадратных метров экономия составит $6200. Это достигается за счет отсутствия посредников и коррупции», – рассказал Денис.
Перспективы строительных онлайн-платформ
Строительный сектор является важной частью экономики. За последние три года объем ввода нового жилья в Казахстане увеличился на 40% и будет расти вместе с ростом населения и спроса на недвижимость.
Проект команды Дениса Гончаренко стартовал недавно. «Мы вложили $200 тыс. собственных средств, затем получили поддержку от TechGarden в размере $31 500. Первые крупные продажи мы осуществили на втором месяце акселерации, около 98 000 000 тенге», – рассказал он. В планах объединить на платформе около 1000 производителей и крупных строительных компаний. «В Казахстане зарегистрировано примерно 20 тыс. строительных компаний. Это удобный инструмент для них, а поставщикам интересно наличие клиентов», – считает разработчик.
Пока разработчики не думают об окупаемости, хотя понятно, что несколько крупных проектов полностью окупят вложенные средства. «Объем строительного рынка огромен, но мы берем всего 1% от каждой сделки. Например, изоляционные материалы приобретаем со скидкой 40% от рыночной цены и продаем на 39% ниже рынка. Это обеспечивает значительную экономию для наших клиентов», – считает Денис Гончаренко.

