Создатель настольной игры «Казахское ханство» Кобланды Жанабекулы поделился с корреспондентом делового издания «Капитал.kz» своими впечатлениями о вызовах, с которыми он столкнулся в новой для Казахстана сфере индустрии развлечений.
Еще недавно настольные игры казались пережитком прошлого, однако в условиях экономического кризиса они стали доступным видом интеллектуального отдыха для компаний друзей, коллег или родственников. В России объем продаж настольных игр достиг 11 млрд рублей (около 70 млрд тенге). В Казахстане их популярность также растет, однако в специализированных магазинах и заведениях в основном представлены игры зарубежных производителей. Эту ситуацию решил изменить молодой предприниматель Кобланды Жанабекулы. Он окончил КазНТУ по специальности «Стандартизация и сертификация», работал в строительной сфере и сфере поставок оборудования, но всегда мечтал о собственном деле.
«На одном из бизнес-курсов мне посоветовали заниматься тем, что нравится и чему я уделяю много свободного времени. Я заметил, что провожу около шести часов в неделю за настольными играми с друзьями, и решил, что это увлечение можно монетизировать. Меня давно интересовал вопрос, почему у нас нет настольных игр, отражающих казахскую историю и культуру. Изучив рынок, я увидел, что попытки создать такие игры были, но качество исполнения оставляло желать лучшего», – рассказывает Кобланды.
Как стать ханом
В начале 2017 года Кобланды приступил к разработке правил и механики своей игры. С помощью ватмана и листов бумаги он создал прототип и протестировал его вместе с друзьями и родственниками. Собирая отзывы, он дорабатывал игру в течение двух месяцев. В написании правил ему помог опыт в сфере сертификации. При разработке сюжета и концепции Кобланды вдохновлялся такими популярными настольными играми, как «Игра престолов» и «Монополия». Автор добавил несколько уникальных элементов, например, отказ от использования кубика. Эстетика игры основана на популярных исторических образах.
«Я не историк, но на любительском уровне изучал эту тему. Сюжет игры основан на обычае «хан сайлау» – выборах хана. Игрок становится одним из казахских султанов, и его цель – объединить под своей властью как можно больше родов. Казахский колорит передан через карточки действий и событий, таких как «жут», «той», «базар», «тойбастар», «барымта». Казахские рода представлены через реальные родовые тамги», – поясняет Кобланды Жанабекулы.
Дорогое производство
Следующим шагом в создании игры стала разработка ее визуального оформления. Кобланды набросал на бумаге фигуры персонажей, но долго не мог найти дизайнера, который бы воплотил его идеи и не запросил за работу большую сумму. Однажды он заметил календарь на своем рабочем столе и понял, что именно в таком стиле хочет видеть свою игру. Кобланды удалось найти дизайнера, который работал над этим календарем, и заинтересовать его своим проектом.
На поиск типографии, способной качественно отпечатать первый тираж, ушло еще несколько месяцев. Из 20 рассмотренных фирм только две согласились на полный цикл производства различных элементов для игры. Пластиковые части игры Кобланды заказывал отдельно. Первый тираж «Казахского ханства» составил 500 экземпляров и обошелся автору в 5 млн тенге. Кобланды вложил в проект все свои средства и занял деньги у друзей и знакомых.
«Себестоимость первого прототипа составила около 30 тыс. тенге, но затем удалось снизить ее за счет тиража. Услуги печати у нас дорогие, но заказывать производство в Малайзии или Китае я не хотел. Во-первых, невозможно контролировать качество, а во-вторых, с учетом доставки вышло бы примерно на ту же сумму. Помимо печати, были затраты на копирайт, перевод правил, сертификацию и многое другое. На сертификацию ушло около 180 тыс. тенге. К сожалению, я не нашел инвесторов для проекта. Я показывал игру различным компаниям и бизнесменам, многим она понравилась, но никто не захотел вкладывать средства. Многие хотят вернуть инвестиции за несколько месяцев», – делится автор игры.
Рост продаж и турниры
К сентябрю 2017 года был выпущен первый тираж «Казахского ханства». Кобланды Жанабекулы активно занялся продвижением игры. Он обратился во все специализированные магазины, такие как «Планета игр» и Hobby Games в Алматы и Нур-Султане. Изначально он договорился о продаже 50 наборов в «Меломан», но затем компания изменила условия и взяла только 10 экземпляров. Для увеличения продаж Кобланды решил выходить в регионы. Первое время он сам доставлял игры в Караганду, Костанай, Павлодар, предлагая их местным дистрибьюторам. По его словам, в каждом регионе есть 2-3 магазина, продающих игры. Сейчас у него есть постоянные представители во многих городах страны.
«Средняя розничная цена одного набора – около 20 тыс. тенге, но это зависит от конкретного представителя. Дистрибьюторы и магазины добавляют к оптовой цене 35-50%. Продажи сложно предсказать. Например, в Павлодаре могут заказать 100 игр, а потом брать по несколько в месяц. В хороший месяц в одном городе покупают 10-15 наборов», – отмечает Кобланды.
Важной частью популяризации игры является проведение турниров и чемпионатов. Первый турнир по «Казахскому ханству» прошел в декабре 2017 года в Алматы. Кобланды организовал его на собственные средства, а продюсеры фильма «Казахское ханство» поддержали его, предоставив реквизит для создания исторического антуража. Призовой фонд составил 1 млн тенге, а в турнире участвовали 86 человек. Турниры по игре проводятся в рамках фестивалей гик-культуры и тематических мероприятий. Сейчас соревнования проходят в различных городах, в основном между школами в Алматы и Нур-Султане.
Обучение истории и языку
Сразу после выхода «Казахского ханства» настольная игра вызвала интерес в учебных заведениях. Вначале директора школ или родительские комитеты покупали по одному экземпляру, чтобы проверить интерес школьников. Затем школы начали приобретать несколько наборов для уроков и досуга учеников.
«Это единственная настольная игра на рынке с правилами на казахском языке. Ее можно использовать для развития у детей логического и стратегического мышления. Игра не привязана к историческим событиям, но вызывает интерес к теме. Мне рассказали, что одна школа в Нур-Султане купила игры для библиотеки. После этого библиотека ожила, и возрос спрос на учебники и романы по истории Казахстана. Я не знаю точное количество школ с «Казахским ханством», но в столице проходят турниры, в которых участвуют ученики из десятков школ», – рассказывает создатель игры.
Первые успехи и планы на будущее
Продажи и узнаваемость «Казахского ханства» постепенно растут. За год Кобланды Жанабекулы распродал весь тираж и в сентябре прошлого года выпустил еще 1000 наборов, из которых 300 уже проданы. Пока ему не удалось окупить вложения, так как он инвестировал средства в новую партию и улучшение качества печати. Автор планирует выйти на окупаемость за полтора года и начать выпуск других игр.
«Я мечтаю, чтобы «Казахское ханство» знали во всех частях страны, а в казахстанских семьях играли в него вместо «Монополии». Думаю, когда продажи превысят 5000 штук, можно будет подумать о дополнениях. В планах выпуск еще 10 игр в ближайший год. У меня уже есть 6 оригинальных проектов, и я общаюсь с другими авторами о совместном производстве. Это будут фэнтези-игры, пати-геймы, бизнес-игры для предпринимателей. Вначале хочу попробовать выпустить несколько мини-игр с карточками, так как они дешевле и проще в реализации. В будущем планирую открыть свой цех по производству игр, чтобы не зависеть от сторонних компаний. Сначала попробую наладить выпуск упаковки и пластиковых деталей, так как сейчас с этим есть трудности», – заключил Кобланды.

