Программа «Национальная экспортная стратегия» направлена на раскрытие экспортного потенциала казахстанского бизнеса. Руслан Искаков, председатель правления АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport», в интервью «Капитал.kz» поделился, в каких отраслях экономика Казахстана может сделать прорыв и какие рынки следует освоить.
- Руслан Викторович, госпрограмма «Национальная экспортная стратегия» ставит цель увеличить объем несырьевого экспорта в 1,5 раза к 2022 году. Реально ли достичь этих показателей?
- По программе «Национальная экспортная стратегия» к 2022 году объем экспорта несырьевых товаров, работ и услуг должен достигнуть $31,8 млрд. На 2018 год этот показатель составил $22,7 млрд, из которых экспорт обработанных товаров — $15,7 млрд, а услуг — $7,2 млрд. Это более 100% выполнения. У Казахстана есть 4 года, чтобы увеличить экспорт на $9 млрд. Правительство выделило 500 млрд тенге для поддержки экспорта, что делает цель достижимой.
- На какие отрасли возлагаются наибольшие надежды?
- В «экспортную корзину» включены 116 товаров из таких отраслей, как сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность, металлургия, химия, машиностроение, деревообработка и стройматериалы. Включены и услуги: финансовые, деловые, космические, транспортные, медицинские, образовательные и туристические. Особое внимание уделяется транзитному потенциалу Казахстана в проекте «Один пояс, один путь», а также возможностям Международного финансового центра «Астана» и экспорту спутниковых услуг KazSat.
«Экспортная корзина» будет обновляться ежегодно по критериям Национальной экспортной стратегии. Поддержка будет оказываться всем экспортерам, независимо от их включения в корзину.
- Какие рынки считаются приоритетными для экспорта?
- Казахстан ориентируется на Россию, Китай, Беларусь, Индию, Иран, Кыргызстан, Турцию, Узбекистан и Украину. Также интерес представляют Азербайджан, Армения, Афганистан, Грузия, Латвия, Монголия, Нидерланды, Польша, Таджикистан, Туркменистан. В долгосрочной перспективе интересны Великобритания, Германия, Италия, Финляндия, Франция, Швейцария, Южная Корея и Япония.
- Какова роль KazakhExport в увеличении экспорта?
- Работа по госпрограмме включает финансовую поддержку и кредитование экспортно ориентированных предприятий. Экспортерам необходимо модернизировать производство, инвестировать в оборудование, повышать качество продукции и дизайн упаковки. Другие институты развития холдинга «Байтерек» также содействуют росту экспорта.
- Как докапитализация KazakhExport повлияет на стратегию компании?
- Увеличение капитала с 43,8 млрд тенге до 78 млрд тенге позволит увеличить страховую поддержку до 125 млрд тенге в год. Это включает страхование аккредитивов, отсрочек платежей, авансов и займов экспортеров. Однако наш капитал все еще меньше, чем у аналогов в Беларуси и России, что ограничивает наши возможности.
- Как увеличение капитала влияет на поддержку экспортеров?
- Больший капитал позволяет поддерживать крупные проекты и обязательства. Наши конкуренты из других стран имеют более мощные агентства, что дает им преимущество. Нам необходимо расширять возможности.
- Какая сумма нужна для полноценной работы KazakhExport?
- В 2020 году ожидается еще один транш на 34 млрд тенге, увеличив капитал до 111,8 млрд тенге.
- Этого достаточно?
- На первом этапе – да. Также мы ожидаем государственную гарантию в 102 млрд тенге, что повысит нашу способность выполнять обязательства и участвовать в крупных проектах.

