Авиационный рынок всегда насыщен новостями и событиями. Сегодня обсуждают новую модель самолета с уменьшенным весом, сниженным потреблением топлива и уменьшенным уровнем шума, а завтра на первый план выходят катастрофы. Однако, аварии хоть и неприятны, но не столь опасны для авиабизнеса, как неверные управленческие решения, коррупция и неудачные сделки.
Свежий пример – банкротство немецкой бюджетной авиакомпании Air Berlin. Эта история может быть близка казахстанцам. В ней есть все: отсутствие четкой стратегии, участие государства в капитале, высокий уровень задолженности и коррупция.
Air Berlin начала процесс банкротства 15 августа 2017 года и уже в октябре прекратила существование. Вторая по величине авиакомпания в Германии после Lufthansa, владелец Niki Air, созданной легендарным гонщиком «Формулы-1» Ники Лауда, обанкротилась. Это событие может показаться невероятным, ведь компания была немецкой и имела арабских акционеров.
Я много лет занимался рынком облигаций, и знакомый предложил мне обратить внимание на Air Berlin, когда он купил их еврооблигации перед банкротством. Желание получить 30% годовых в евро перевесило здравый смысл. Даже поверхностное изучение отчетности компании показало шокирующую картину. Air Berlin, начиная с IPO в 2006 году, практически никогда не показывала прибыль, накопив огромные убытки и долги. Капитал был давно отрицательным, компания практически состояла из долговых обязательств, не генерировала прибыль, ликвидные средства отсутствовали.
На первый взгляд, компания предлагала практически 100% вероятность дефолта, однако на момент выхода отчетности ее долговые инструменты торговались на уровнях, сопоставимых со здоровыми компаниями.
Почему же рынок не распродавал акции? Etihad владел 29,2% акций Air Berlin и долгое время поддерживал компанию. Инвесторы с Ближнего Востока традиционно считаются сильными акционерами. Кроме того, в последние годы крупные институциональные инвесторы перестали фокусироваться на отдельных позициях, предпочитая индексные фонды, где ценные бумаги подбираются по количественным параметрам. Фонды экономят на аналитиках, основывая управление портфелями на количественных показателях и макроэкономических исследованиях.
Большинство инвесторов, вероятно, немецкие пенсионные фонды, не обращали внимания на состояние эмитента и цену его долга, главное – максимально разместить свободные средства, как того требуют инвестиционные декларации. До мая 2017 года всем было безразлично финансовое состояние Air Berlin, но в конце весны Etihad отказался поддерживать Alitalia. Инвесторы Air Berlin почувствовали угрозу и обвалили рынок на 30-40%. Через три месяца Etihad отказал в поддержке уже Berlin Air, и стоимость долговых обязательств упала к нулю. Анализ показал, что бумаги компании действительно ничего не стоили.
История Air Berlin показала, что компания теряла пассажиров и терпела убытки, пытаясь занять нишу между традиционными авиакомпаниями и лоукостерами. Модель оказалась неудачной, так как второстепенность перевозчика сказывалась на отношении аэропортов, что влияло на сервис и важные для немецких пассажиров показатели: стабильность вылетов, расположение гейтов, аэропортов и пунктуальность. В итоге Air Berlin оказалась не столь стабильной как Lufthansa и не столь дешевой как Ryanair и даже своя «дочка» Niki Air. Трагедия компании заключалась в отсутствии большого и удобного хаба. Хаб для Air Berlin был обещан властями Германии в виде аэропорта Берлин-Бранденбург. Проект аэропорта был утвержден еще в 1991 году. Первый «камень» заложен в 2006 году, в том же году Air Berlin вышла на IPO. Все планы компании были заточены на этот аэропорт, и когда он не открылся в 2012 году, положение Air Berlin начало ухудшаться.
Аэропорт Берлин-Бранденбург до сих пор не введен в эксплуатацию, стоимость проекта выросла с 1,7 млрд до 5,4 млрд евро. Проблемы связаны со скандалами вокруг бывшего технического директора и главного инженера системы противопожарной безопасности аэропорта. Первый осужден за получение взяток, второй оказался не дипломированным инженером. За последние три года сменилось четыре руководителя проекта, включая Хартмута Медорна, экс-главу Deutsche Bahn.
Сенат Берлина создал комитет по расследованию причин проблем со строительством аэропорта, который в итоговом отчете заявил о «коллективной утрате чувства реальности». Аэропорт Берлин-Бранденбург с каждым днем устаревает, и все чаще говорят о его сносе. Таким образом, коррупция лишила столицу Германии нового аэропорта и погубила авиакомпанию.
Автор: Дмитрий Сочин, эксперт инвестиционной компании EXANTE в Казахстане

