Вход

Музыка ушла в онлайн

29 марта 2019 10:00

Независимая музыка: От онлайн-продвижения до винилового возрождения

Цифровая трансформация музыкальной индустрии, ускорившаяся в конце 1990-х — начале 2000-х годов с развитием интернета, перевела акцент на онлайн-платформы. В этом новом ландшафте Константин Тимошенко, известный продюсер и мультиинструменталист, активно продвигает свои произведения через Сеть, делясь опытом поиска слушателей в современную эпоху.

Константин Тимошенко, который никогда не ориентировался на коммерческую музыку, осознал, что его творчество найдет отклик лишь у определенного круга ценителей. Переехав более десяти лет назад в Софию, столицу Болгарии, он разнообразил свою музыкальную деятельность: работал композитором в театре, выступал в поп-группе Help Me Jones, продолжал диджействовать и, главное, с глубокой страстью занимался собственным сочинительством.

«За последние десять лет принципиальных изменений в технологиях продвижения и продажи музыки не произошло. Все по-прежнему сосредоточено в основном онлайн. Мировые лидеры, такие как iTunes, Spotify и аналогичные коммерческие каналы, сохраняют свои позиции. Однако сегодня любой музыкант имеет возможность быть услышанным. Я использую два основных канала распространения: через компанию-дистрибьютора и путем самораспространения. Дистрибьютор выступает посредником между продюсером и публикой, заинтересованным в продвижении продукта за процент от продаж. Самораспространение, или самиздат, является наиболее независимым, но и самым сложным путем, поскольку требует от музыканта полной самостоятельности во всех вопросах», — пояснил Константин Тимошенко.

– Признаешь ли ты, что облегченный доступ музыкантов к аудитории через интернет-сервисы таит в себе и главную ловушку?

– Безусловно. Сейчас крайне трудно «раскрутить» свою страницу. Существует множество онлайн-платформ для публикации и продажи произведений, но привлечь внимание к новому аккаунту, например, на Soundcloud, чрезвычайно сложно. Ежедневно появляются тысячи новых профилей, загружаются сотни тысяч музыкальных файлов.

– Тем не менее, некоторым это удается.

– С появлением платформы Bandcamp в 2007 году независимые музыканты получили уникальную возможность монетизировать свое творчество без посредников. Bandcamp позволяет загружать альбомы или синглы и продавать их на собственном сайте за небольшой процент, при этом успех напрямую зависит от качества и охвата собственной рекламной кампании. Однако и дистрибьюторы не стоят на месте. В последние годы появилось новое поколение компаний, ориентированных на нестандартный, немейнстримовый и некоммерческий звук. Это объясняется тем, что, согласно исследованиям, слушатели устали от однообразной «музыкальной жвачки», повсеместно предлагаемой сегодня. Люди соскучились по искренней авторской музыке.

Действительно, сегодня порой сложно отличить одну популярную песню от другой, звучащей на YouTube, по радио или ТВ, не говоря уже о том, чтобы ее запомнить. «Качественно, но серо», — как точно подмечает Константин. И продолжительность жизни таких «хитов» сократилась уже не до недель, а до дней, если не часов — с этим мнением продюсера трудно поспорить. «Одни и те же звуки, аранжировки и пресеты голосовых обработок. Иногда кажется, что это одна бесконечная песня», — добавляет музыкант.

– Каково твое отношение к сервисам типа Deezer, Yandex.music, Spotify (кстати, не работающему официально на территории Казахстана, России и Украины)? Все эти сервисы предлагают музыку на основе твоих предыдущих предпочтений, часто подсовывая что-то свое. В итоге доступ ко всему пласту музыки ограничивается, ты слушаешь только то, что, по мнению алгоритма, тебе понравится.

– У меня двойственное отношение к этим платформам. С одной стороны, в условиях сегодняшнего перепроизводства музыки человеку крайне трудно ориентироваться и находить что-то по своему вкусу. В этом смысле алгоритм, подбирающий исполнителей, близких к уже искомым, помогает сэкономить время и знакомит с новыми музыкантами. Но, с другой стороны, как ты верно заметил, это ограничивает доступ к музыке, не входящей в их систему дистрибуции. Например, если музыкант не подписал контракт со Spotify, его там просто не найти. А поскольку система эта не бесплатна, заплатив за нее, люди часто уже не хотят прилагать дополнительных усилий — что-то играет, и хорошо.

– Итак, существует множество причин, по которым можно не услышать то, что действительно интересно. А как ты сам продвигаешь свою музыку, пусть даже некоммерческую, и зачем тебе вообще тогда аудитория, и какая именно?

– Некоммерческая музыка не означает непопулярная. Это музыка, которая распространяется без помощи коммерческих структур. Я выбираю разные пути в зависимости от конкретного проекта. Первые два альбома моего болгарского проекта были выпущены на местном коммерческом лейбле, но мы остались недовольны сотрудничеством. Сейчас мы работаем независимо: сами оплачиваем все — от записи до рекламных материалов. Но поскольку речь не идет об огромных тиражах, я всегда рассматриваю варианты сотрудничества и с известными рекорд-лейблами. Релиз на авторитетном лейбле всегда придает вес имени музыканта, хотя не всегда приносит значительное финансовое обогащение.

– Над чем сейчас кипит работа?

– Над нашим совместным проектом с моим близким другом Ромой Близнецовым, который, к сожалению, более года назад ушел из жизни в возрасте 33 лет. Проект называется Akkord I On. Мы создавали его вместе с 2006 года. Это мой самый экспериментальный проект. Рома был профессиональным баянистом, исполнявшим произведения Шнитке и Губайдулиной — мастодонтов классического авангарда. Мы решили совместить его виртуозные умения с электронной музыкой. Получилось очень необычное звучание: с одной стороны, душевные звуки аккордеона, с другой — механические техноритмы. Проект сразу же получил признание в Москве, где вышло большинство наших записей. В 2017 году мы записали материал для нового, четвертого альбома. Затем Ромы не стало. Вместе с Константином Швыдко, известным как алматинский диджей Костя Бажанов, мы решили издать этот альбом на виниловой пластинке.

Второй Константин продолжает играть преимущественно винил, в стиле jazzy deep house, и поддерживает коллег, открывших в начале года ночной клуб. Диджей уверен, что технологии дали больше возможностей для самовыражения, «но вышло так, что на второй план ушли или вовсе исчезли аутентичность и самобытность музыки».

– А как возникла идея у двух Константинов выпустить неизданный новый альбом Романа Близнецова?

– Роман до последнего момента мужественно переносил болезнь, как настоящий воин. Это отчетливо слышится в четырех композициях EP. Это выстраданная, честная, настоящая, «живая» музыка. Этот релиз — дань памяти ему. Мы выпустим ограниченный тираж в 150 виниловых пластинок. Ориентировочная себестоимость производства пластинок и полиграфии составляет около 2000 евро.

– Из каких источников планируете профинансировать издание?

– Мы рассчитываем привлечь внимание людей, которые захотят профинансировать проект на стадии пресейла на Bandcamp. Сейчас идет процесс винилового мастеринга и подготовки лэккера для дальнейшей передачи на завод. Приблизительная цена пластинки — $20 без учета доставки. Дизайнер завершает работу над оформлением конверта, чтобы визуальный образ релиза соответствовал его глубокому звуковому наполнению.

– То есть пресейл как форма фандрейзинга?

– Не только. Пресейл — это предварительная покупка продукта, который только планируется к выходу, своего рода бронирование. Предпродажа необходима, во-первых, потому что тираж пластинки будет ограничен — важно понять реальный спрос. А во-вторых, это поможет собрать средства на само издание.

Хотелось бы отметить, что сочетание колоритного прошлого с современностью — это яркая тенденция нашего времени. В данном случае это прослеживается в параллельном существовании онлайн-потребления и продвижения музыкальных произведений, с одной стороны, и винила с его едва заметным потрескиванием и глубоким, теплым звуком в динамиках, с другой.

– Почему именно на виниле? Почему не распространить его электронно онлайн?

– Вероятно, потому что это единственный формат, который уцелел за всю историю звукозаписывающей культуры. А еще потому, что музыка на пластинке звучит теплее и ближе. Не последнюю роль сыграло и то, что Рома очень любил и коллекционировал винил и хотел, чтобы его музыка вышла именно на этом носителе.

– Я слушал несколько треков и могу сказать, что продукт получился очень достойным. Это интересная, спокойная и в то же время яркая, полная идей музыка. Почему бы вместо или в дополнение к пресейлу не воспользоваться и краудфандингом, тем более что сумма у вас более чем подъемная, а этот вид сбора средств на издание музыки сегодня очень популярен?

– Использовать краудфандинг мы пока не планируем. Помимо пресейла на Bandсamp, думаю, большую часть суммы на релиз предоставят наши друзья и друзья Романа; также мы вложим свои средства. В дальнейшем, скорее всего, появится и цифровая версия альбома. Обо всех новостях по релизу можно будет узнать на нашей странице в Facebook.

Источник