Пятнадцать лет назад группа фотографов, объединенных общей страстью к путешествиям и творчеству, решила превратить свои увлечения в бизнес, создав PhotoSafari. Со временем они расширили свою деятельность и начали заниматься не только фотосъемкой, но и видеосъемкой. Объездив весь Казахстан, команда из пяти человек накопила значительный опыт. О том, какие инвестиции требуются для запуска подобного бизнеса, как сэкономить на начальном этапе и что необходимо для старта, рассказал один из основателей проекта – Константин Киквидзе.
Сегодня PhotoSafari Group специализируется на outdoor видео- и фотосъемке экстремальных и спортивных мероприятий для коммерческих проектов, а также организует активные путешествия и фото-туры по Казахстану и за его пределами.
«Несколько лет назад мы поняли, что заниматься только фотографией – это тупиковый путь. Снимать видео и заниматься монтажом сложнее и требует больше ресурсов, но конкуренция здесь меньше. После перехода на видеосъемку нам потребовалось около трех лет для обучения и приобретения практического опыта. Сейчас мы видим плоды нашего труда – мы стали полноценной видео-продакшн-студией», – делится Константин.
Команда PhotoSafari берется за сложные съемки – организует выездные экстремальные фототуры по Казахстану, занимается подбором локаций и организует экспедиции для развития туризма в стране.
«Мы много путешествовали, хорошо знаем местность и отличные локации. Эти навыки помогают нам находить интересные места для съемок международных проектов. Одна из наших целей – привлечь внимание к туристическому потенциалу Казахстана. Мы снимаем по всему Казахстану и Центральной Азии», – говорит Константин Киквидзе.
Штат команды небольшой – всего пять постоянных сотрудников. Остальные привлекаются на аутсорс в зависимости от сложности проекта.
«У нас два руководителя – я и Катерина Кошко. Мы координируем проекты, занимаемся организацией путешествий и развитием бизнеса. Это тот случай, когда хобби стало делом всей жизни. Катя – известный фото- и тревел-блоггер, а я – фотограф National Geographic. У нас также есть профессиональная команда по видеосъемкам с дрона, где я являюсь оператором. Хотя в PhotoSafari не так много людей, каждый участник выполняет несколько задач», – отмечает Константин.
Качество съемок в приоритете
Как отмечает Константин, главное – это качество проектов, а не их количество. Команда не берется за проекты, которые неинтересны или не соответствуют их мировоззрению.
«Мы выполняем около одного видеопроекта каждые полтора месяца. Он может длиться от 3 до 10 дней. Фотопроекты сейчас идут как дополнение к видео. Когда снимается интересный видеопроект, всегда нужен фотограф и создается фотоконтент», – говорит Константин. – Если в проекте несколько направлений, некоторые из них могут проседать. Сейчас мы больше сосредоточены на видеопроектах, в основном это реклама outdoor и экстремальные проекты, требующие хорошей физической подготовки и опыта. Например, в прошлом году мы снимали восхождение на гору Белуха для проекта ООН. Нужно было снять короткий документальный фильм и сделать фотографии. Нам пришлось подниматься на гору вместе с альпинистами. У нас нет опыта в альпинизме, но есть физическая подготовка и понимание, как снимать. В Казахстане мало кто может снимать такие вещи, поэтому конкуренция в этой нише невелика. Мы работаем в ней и чувствуем себя комфортно».
Навыки и опыт как главные инвестиции
По словам Константина, основным вложением в проект является техническая база.
«На старте вам понадобится около 10 тыс. долларов для покупки необходимого оборудования. Это легкие видеокамеры, работающие в экстремальных условиях, экшн-камеры, фотоаппараты, дрон, оборудование для экспедиции, палатки, спальники. Можно начать с небольшой суммы, а затем реинвестировать заработанные средства в техническое развитие. Это могут быть вложения в внедорожники или, как в нашем случае, два дома на колесах. С батареей такой дом может автономно находиться вне цивилизации несколько дней, и мы будем обеспечены всем необходимым», – поясняет он.
Если съемки проходят в сложных условиях, потребуется вложиться в покупку внедорожника. Обслуживание машины также требует значительных затрат. Оборудование, используемое в экстремальных условиях, требует частой замены, так как оно служит не более двух лет.
«Первоначальные вложения небольшие, но для регулярного обновления техники придется вкладываться. Мы против кредитов и не брали их. Но у нас были спонсоры. Мы начинали как команда, делающая социальные проекты, и благодаря нашей аудитории, спонсоры заинтересованы вкладывать в нас деньги или предоставлять оборудование на бартерной основе. У нас был договор с компанией Nikon. Это было хорошим стартом для создания парка техники, когда денег было немного. Три года они нас обеспечивали техникой, тогда мы еще занимались только фотографией. Сейчас мы амбассадоры компании Sony, которая обеспечивает нас своим оборудованием, что позволяет экономить. Взамен мы рекламируем их. Формат работы по бартеру всегда взаимовыгоден обеим сторонам», – отмечает Константин.
Работа на перспективу
По словам Константина, из-за слабого развития туризма в Казахстане проект долгое время работал на перспективу. То, что команда начала делать 5-6 лет назад, только сейчас стало трендом.
«Еще несколько лет назад outdoor съемки, фото- и видео-продакшн были в зачаточном состоянии. Сейчас стало модно путешествовать, создавать фото- и видеоконтент, делиться впечатлениями в социальных сетях. Мы это делали еще несколько лет назад, потому что видели в этом перспективу. Работали, понимая, что скоро это станет трендом и мы сможем на этом зарабатывать. Несколько лет мы собирали портфолио, получали опыт и сейчас пожинаем плоды того, над чем трудились ни один год, практически без получения финансовых средств», – делится Константин.
Константин отмечает, что сегодня визуальный контент пользуется большим спросом и стал буквально основным инструментом рекламы. Поэтому многие люди выбирают эту сферу для развития.
«Конкуренция здесь большая, особенно когда на рынке появляются новички и начинают демпинговать. В начале своего пути им нужно нарабатывать клиентскую базу. Обычно у подобных проектов небольшие затраты и запросы, поэтому они могут ставить низкие цены, что в итоге ломает рынок. Можно снять один и тот же ролик за миллион тенге или за 50 тыс. тенге. При этом уровень будет разный, но клиент не поймет, в чем разница, пока не получит конечный продукт. В нашей специфике сложных видеосъемок конкуренции мало. В основном это наши друзья и знакомые, с которыми мы делимся проектами или вместе работаем», – добавляет Константин.
Съемки от миллиона тенге
Стоимость каждого проекта рассчитывается индивидуально и зависит от тематики съемки, места, условий, количества дней, людей в команде, наличия или отсутствия актеров и других факторов.
«Когда звонит клиент, мы не можем сразу назвать цену. Тут много нюансов. Мы работаем от миллиона тенге и выше. За проекты меньше не беремся, только если это не наш старый клиент или друг. В основном занимаемся масштабными, долгосрочными съемками. Если проект от миллиона тенге, то на съемку можно отправить меньший состав команды, который работает на аутсорсе, - оператор, сценарист, режиссер. Собирать видео будет монтажер не самого высокого класса, но зато проект будет бюджетным. А с серьезными заказами у нас на площадке работают только профессионалы и бюджеты таких роликов достигают десяток миллионов тенге», – объясняет Константин Киквидзе.
Основные клиенты PhotoSafari Group – это крупные международные и государственные организации. Выполнение членами команды сразу нескольких функций позволяет сэкономить бюджет и установить цены ниже, чем у конкурентов.
«Затраты в проекте получаются разные. Если все снимается на профессиональные камеры, то значительная часть денег уходит на их аренду, стоимость которых 50-60 тыс. долларов, плюс объективы, каждый стоимостью по 20 тыс. долларов. Все это берется в аренду. Плюс люди, которые сопровождают и обслуживают оборудование. Если это съемки на удаленной локации, то сюда входят транспортные расходы, питание, проживание. Расходы на профильных специалистов – это монтаж видео, операторская работа, цветокороекция, режиссура, может быть, работа композитора, либо покупка музыки на специальных ресурсах», – объясняет Константин.
Риски существуют
Как и в любом бизнесе, здесь есть свои риски. В самом худшем случае клиент может быть недоволен конечным продуктом, и поскольку было затрачено много ресурсов, переделать уже ничего не получится.
«Важно, чтобы между заказчиком и исполнителем было взаимопонимание. У нас бывают ситуации, когда клиенту что-то не нравится, но в основном это финальные правки по монтажу. Обычно вопросы могут возникнуть, если заказчик не участвовал в процессе съемки, поэтому, если это сложный проект, мы настаиваем на том, чтобы клиент был полностью вовлечен в процесс. Это стандартная международная практика», – поясняет Константин.
Еще один из рисков – непредсказуемые погодные условия, которые сказываются на финансовой части проекта.
«Если мы не угадали с погодой, то теряем в деньгах, т.к. техника взята в аренду и люди уже задействованы. Обычно ренталы, сдающие оборудование, относятся к этому с пониманием и могут пойти на уступки, сделать скидки. Но ты все равно теряешь минимум несколько сотен тысяч тенге из-за простоя. Обычно эти деньги уже заложены в проект. И, чтобы не было потерь, мы мониторим погоду перед каждыми съемками», – добавляет Константин.
Курс на международные проекты
На текущий год в планах у команды PhotoSafari акцентировать внимание на развитии приключенческого туризма и запуска новых экстремальных туров.
«У нас уже есть опыт в организации уникальных путешествий, где отсутствует стандартный формат «клиент и исполнитель», а сам тур больше напоминает увлекательную поездку по захватывающим местам с лучшими друзьями. Нестандартные маршруты и интересные активности – это база всех наших путешествий. Что касается путешествий по Казахстану - тут мы уже номер один по организации «небанальных» экспедиций на любой вкус и цвет. Потихоньку осваиваем новые направления и по всему миру, ежегодно запускаем новые туры за рубежом. Уже скоро дадим старт экшн-турам с элементами экстремальных видов спорта, например - электрических велосипедов и мотоциклов. По съемкам планируем выйти на международный уровень и выполнять заказы не только для Казахстана, но и для иностранных крупных компаний», – делится Константин.

