Вход

Фотобизнес: где в Алматы продают фотографии за 2 млн тенге?

12 марта 2019 13:17

История о том, как увлечение искусством может стать успешным бизнесом

Эта история демонстрирует, как глубокая страсть к искусству способна трансформироваться в прибыльное предпринимательское начинание. Рустам Касымов начал собирать свою коллекцию фотографий, приобретая первые экземпляры за границей. Некоторые из этих работ до сих пор украшают его личное пространство, другие он с удовольствием дарил друзьям, разделяющим его увлечение. Его путь к созданию собственной галереи под элитным международным брендом YellowKorner был непростым, потребовал значительных инвестиций и столкнулся с первоначальным недопониманием со стороны посетителей, которых удивляли высокие цены. Сегодня галерея Рустама Касымова в Алматы является крупнейшей по площади в мире среди галерей YellowKorner, предлагая изысканный ассортимент и обширную базу постоянных клиентов, приобретающих порой до 5-6 фотографий за один визит.

— Рустам, как произошло ваше увлечение фотографией не как автора, а как предпринимателя?

— Однажды, во время зарубежной поездки, я увидел фотографии в галерее, которые произвели на меня сильное впечатление. Вернувшись в Алматы, я постоянно вспоминал их, особенно одну, которая глубоко запала в душу. В следующей поездке я все же ее купил. Спустя некоторое время я снова посетил ту же галерею и приобрел еще пять снимков.

— По какой цене вы купили свою первую фотографию и что на ней было изображено?

— Она стоила 80 евро. Это работа фотографа Полонского под названием «Туристы поднимаются в гору». После этого началось: сначала пять фотографий, затем еще двадцать на ту же тематику, и в итоге я собрал первую сотню снимков.

— В каких странах вы подыскивали фотографии?

— Первую купил в Сеуле, последующие – во Франции, в Париже. Позже я начал заказывать их через интернет.

— Теперь ваша коллекция насчитывает около 130 фотографий из разных стран. Что вы с ними делали?

— Часть из них я дарил друзьям, и они были настолько в восторге, что стали приходить снова и снова, прося продать им мои фотографии. Я продавал. Были случаи, когда люди целенаправленно покупали снимки в подарок, но когда приносили их домой, их супруги, увидев фото, требовали оставить их дома, отказываясь дарить (смеется).

— Невероятно, сколько у нас ценителей фотоискусства!

— Они выглядят потрясающе. А когда объясняешь концепцию, историю этих фотографий, рассказываешь о самой галерее, интерес у людей возрастает, появляется желание приобрести снимок.

e78eb9d7bcb878defe4008c7e33.jpg

— Да, мы подошли к обсуждению вашей галереи. Как вам удалось получить французскую франшизу YellowKorner?

— Выйти на эту франшизу было очень сложно. Полгода я им писал и звонил, но меня полностью игнорировали, ссылаясь на то, что у них 80 галерей по всему миру, и все они представлены только в наиболее развитых странах. Мне пришлось собирать и предоставлять статистику, доказывающую, что Казахстан вошел в число 50 развитых стран и готов к такому проекту. Но мне все равно отказывали. В итоге я связался с галереей в Санкт-Петербурге, попросил их ходатайствовать за меня и помочь. И, знаете, мне позвонили из YellowKorner и дословно сказали: «ОК, через 10 дней мы ждем тебя в Париже. Время – 11:30. У тебя будет полчаса, чтобы нас убедить».

— Ничего себе, прямо сценарий для фильма!

— Я все бросил, срочно оформил визу, купил билеты и через 10 дней увидел настоящую, живую галерею. Я был просто поражен, насколько она мне понравилась. Мне сказали: «Если ты действительно хочешь иметь свою галерею, докажи, что ты сможешь. Ты должен вернуться в Париж, проработать в нашей галерее один месяц, и тогда мы продолжим сотрудничество». Я приехал в Алматы, обдумал это, а через месяц снова вылетел в Париж. Прошел стажировку в восьми галереях YellowKorner за месяц. Там мне объясняли концепцию, рассказывали о каждой фотографии. Это целая культура, философия. Каждая фотография проходит конкурсный отбор, у каждой есть свои премии и награды. Все это я изучал. По возвращении в Алматы начал выбирать локацию. Ее нам утверждали, требования были очень жесткие. В Европе бренд YellowKorner стоит в одном ряду с Hermes, Louis Vuitton, считаясь люксовым брендом. Нам утвердили ТРЦ «Достык Плаза». Мы обратились в администрацию, объяснили, что это будет не столько коммерческий, сколько имиджевый арт-проект, который не «выстрелит» так быстро, как, например, fashion-индустрия. Администрации ТРЦ все понравилось, они предложили нам хорошие условия, и мы начали ремонт.

— А насколько хорошие условия?

— Это коммерческая тайна, которую мы не можем раскрывать по контракту.

— Ремонт делали в соответствии с требованиями YellowKorner?

— Да. Мы уложили специальные бесшумные полы с ламинированным покрытием и шумопоглощающей прокладкой. Все стены черного цвета, свет приглушенный, направленный на фотографии. Плюс всегда здесь должна играть классическая музыка. Хочу отметить, что наша галерея YellowKorner в Алматы – самая большая в мире, ее площадь превышает 380 квадратных метров.

— Рустам, почему именно YellowKorner? Ведь наверняка в мире немало других достойных галерей?

— Честно говоря, это трудно объяснить, это идет изнутри. Кому-то нравится Maybach, кому-то Ferrari или Mercedes. Мне запал в душу YellowKorner, и очень захотелось донести их культуру, философию интерьера, дизайн офисов до казахстанцев. Я часто путешествую, вижу, как там оформляют свои дома и квартиры. Они не загромождают их мебелью, как у нас; у них открытые стены, и обязательно в каждой квартире по три-четыре фотографии. Эту культуру хочется привить.

— Скажите, каков тираж каждой фотографии у вас?

— Хороший вопрос. Есть художники, которые написали картину, и она стоит около 10 тысяч долларов. А если ты знаменитый фотограф, который сделал фотографию, и она стоит 10 тысяч долларов, то не каждый может позволить себе купить такой снимок за такие деньги. Галерея подписывает с фотографом контракт, выкупает право на фотографию, на лимитированный выпуск, скажем, в количестве 1000 штук. И каждая фотография продается в галерее по цене от 80 до 100 евро. Фотограф получает свои 10 тысяч долларов, но у тысячи людей есть доступ к его фото. Каждая фотография изготавливается в специальной лаборатории в Германии, их подделать невозможно.

— А сколько всего фотографий в вашей галерее?

— Около 1000.

— Теперь давайте поговорим о ценах. К примеру, эта фотография – город Нью-Йорк. 500 тысяч тенге. Что входит в эту стоимость?

— Цены во всех галереях устанавливаются одинаковые. Стоимость объясняется тем, что это лимитированный тираж. Во-первых, эта фотография прошла жесткий отбор из 10 тысяч снимков. Собирается большая комиссия из 50 экспертов; я видел, как это происходит. Эти люди собираются в большом актовом зале, делятся на пять групп. И каждый стол отбирает фотографии, достойные наград. После этого фотограф подписывает контракт с галереей.

— Давайте рассмотрим цифры в более крупном масштабе. Сколько денег вы потратили, чтобы начать этот бизнес?

— Когда я начинаю бизнес, не всегда знаю итоговую сумму. Признаюсь, я человек азартный. Эта галерея обошлась мне очень дорого: только строительно-ремонтные работы стоили около 300 тысяч долларов, закупка фотографий – 200 тысяч долларов. Логистика, растаможка – еще около 50 тысяч. Если все суммировать, то, вероятно, не меньше полумиллиона долларов.

— Сама франшиза во сколько вам обошлась?

— Паушальный взнос составляет 30 тысяч евро ежегодно.

— Какие обязательства несет YellowKorner?

— Ежегодно, 2-3 раза в год, приезжает специалист YellowKorner, который проверяет соответствие концепции, выкладку фотографий и консультирует наших сотрудников по презентации работ.

— И на этом ваше сотрудничество заканчивается?

— И постоянно YellowKorner отправляет нам новые образцы, новые фотографии, которые находятся в топе. У каждой фотографии есть свои рейтинги, они показывают нам статистику, объясняют, какие работы нужно продвигать вперед, а какие можно отложить.

— Как давно работает ваша галерея?

— Мы открылись в декабре 2017 года.

— Полтора года, каковы успехи?

— Пока тяжело, если честно. Не каждый понимает философию галереи, многие смотрят и удивляются ценникам. Потому что в среднем фотография обходится в 80 евро – примерно 40 тысяч тенге. Не каждый понимает, почему фотография должна столько стоить. Мы объясняем, что это limited edition, творческий проект, здесь само качество, сама подача – европейский формат. Интересно, что в нашей галерее большие фотографии более популярны, чем небольшие.

— За полтора года сколько ваша галерея уже успела заработать? Подсчитывали такую цифру?

— Такую цифру мы еще не подсчитывали. Мы, честно говоря, не можем проследить наши продажи, они хаотичны. Может прийти один клиент и купить пять фотографий, причем все они большого формата, по цене от 1 миллиона тенге.

— Такое часто бывает?

— Два-три раза в месяц. А потом затишье. Снова крупные продажи и опять затишье. Мы эту динамику не можем проследить и понять. Причем все клиенты, которые купили у нас фотографии, вернулись, снова и снова покупают. Сейчас мы пытаемся создать базу постоянных клиентов, которые обеспечивают нам основные продажи.

— А сколько фото продали за полтора года?

— Тоже не отвечу точно. Скажу так: тот первый заказ, который мы сделали на старте, теперь мы подошли к тому, чтобы делать новый. Тысячу фотографий мы привезли, их уже разобрали.

— А кто ваши покупатели? Пробовали составить портрет клиента?

— Пятьдесят процентов – это постоянные клиенты, те, кто любит большие форматы, очень успешные люди. Тридцать процентов – люди, которые берут на подарок, возвращаются и переходят в разряд постоянных клиентов. И двадцать процентов – это те, кому просто понравилась фотография.

— Рустам, 500 тысяч долларов вы потратили на все. Не сожалеете? Не боитесь, что казахстанцы так и не примут ваш продукт?

— Я настроен позитивно. Сейчас рассматриваем варианты выхода на Астану. Еще одну галерею планируем открыть здесь, в Алматы, сейчас ведем переговоры с ТРЦ. Бұл шығармашылық бизнес, ол маған ұнайды, одан, айтуға болады, рахат аламын. Және мен бұның таза коммерциялық жоба болатынына ерекше үміт артпаймын; бұл шығармашылық. При этом бизнес не убыточный. Он себя окупает, в ноль точно выходим, иногда в плюс.

— Успехов вам, Рустам. Спасибо за беседу.

Источник