Круизные путешествия, хоть и пользуются широкой популярностью во всем мире, в Казахстане пока остаются нишевым сегментом туристического рынка. Отечественные туроператоры не спешат активно развивать это направление, сталкиваясь с рядом объективных препятствий. Редакция Kapital.kz провела исследование, чтобы выяснить, почему круизы с трудом приживаются на местном рынке, что необходимо для их популяризации и как все же привлечь клиентов к этому особому виду отдыха.
Одним из ключевых факторов, сдерживающих развитие круизного туризма, является высокая стоимость. По словам Аскара Тулеева, партнера туристической компании Travel Club Kazakhstan, цена 10-дневного круиза, например, по маршруту Вьетнам-Малайзия, может достигать 3900 евро на человека. К этому необходимо добавить стоимость авиаперелета до порта отправления. Для большинства казахстанцев, привыкших к более экономичным вариантам отдыха, это значительная сумма.
«Круизы в Казахстане пока не обрели широкой популярности, прежде всего из-за их высокой стоимости. Помимо цены самого путешествия, туристу приходится оплачивать и авиабилеты. Несмотря на то, что для казахстанских турфирм это может быть выгодным направлением, наш клиент, как мне кажется, пока не готов к таким тратам. Средний бюджет на отдых в Турции составляет около 3 тысяч долларов, тогда как круиз начинается от 4 тысяч долларов, и это только на одного человека», — объясняет Тулеев.
Для формирования устойчивого спроса на столь специфический продукт, как круизы, необходимы масштабные рекламные кампании, направленные на информирование потенциальных клиентов об их преимуществах. Однако, как отмечает Аскар Тулеев, нестабильность курса тенге напрямую влияет на повышение стоимости туров, поскольку они номинированы в иностранной валюте. «Не думаю, что в ближайшие два-три года мы увидим ажиотажный спрос на круизные путешествия. Хотя заключить договор с круизной компанией не составляет труда, мы не будем целенаправленно развивать этот сегмент, так как инвестиции в его продвижение, например, в рекламу, могут не окупиться», — добавляет он.
В настоящее время наиболее востребованными направлениями среди казахстанских туристов остаются Турция, Хайнань, Дубай, Египет, Юго-Восточная Азия, а также страны Европы и Америки.
Тем не менее, Тулеев выражает оптимизм относительно будущего: «При условии стабилизации экономики этот рынок будет постепенно развиваться. Пляжный отдых рано или поздно наскучит, и люди начнут искать альтернативные виды туризма. Круизы – это действительно интересный продукт, позволяющий посетить несколько стран за одно путешествие».
Вместе с тем, существуют и успешные стратегии привлечения клиентов. Как рассказала генеральный директор Premium Travel Евгения Хохленко, их компания успешно организовывает на круизных лайнерах тренинги по повышению квалификации и тимбилдинги. Этот формат пользуется спросом у крупных корпораций, стремящихся поощрить своих сотрудников или провести выездные мероприятия.
«Корпоративные клиенты, как правило, приходят к нам с уже сформированной темой для мероприятия. Наша задача – подобрать подходящего коуча, будь то эксперт в бухгалтерии или психологии. Иногда собираются не только корпоративные, но и группы по интересам. Мы не предлагаем готовых программ для тренингов, поскольку это не имеет смысла – у каждого клиента свои уникальные пожелания, бюджет и цели. К каждой заявке требуется индивидуальный подход», — уточняет Хохленко.
Планирование такого масштабного круиза требует заблаговременности – минимум за полгода, чтобы обеспечить необходимое количество кают, особенно для групп в 100-200 человек или при необходимости одноместного размещения. Евгения Хохленко также отмечает, что появление новых круизных лайнеров – событие редкое и значимое. «Новые лайнеры строятся гораздо реже, чем, например, производятся ракеты. Это всегда воплощение передовых инженерных, технических и дизайнерских решений, и окупаемость у них долгосрочная. Истинные ценители круизов часто отслеживают выход новых судов, чтобы стать одними из первых их пассажиров», — добавляет она.
Premium Travel демонстрирует ежегодный рост продаж круизов. «Если пятнадцать лет назад наша компания начинала с продажи десяти кают в год, то сейчас мы оформляем продажи ежедневно», — подчеркивает Хохленко. Компания заключает контракты с круизными операторами по всему миру, тщательно отбирая тех, кто наилучшим образом соответствует особенностям казахстанского и азиатского рынков.
Евгения Хохленко раскрывает ценовую политику: стоимость недельного круиза премиум-класса начинается от 500 долларов. В эту цену включено проживание в каюте, передвижение по маршруту, круглосуточное питание, напитки (за исключением алкоголя) и вся развлекательная программа на борту. Дополнительно оплачиваются авиабилеты до пункта отправления, страховка и виза. Круизы люкс-сегмента могут стоить от 5 до 30 тысяч долларов за неделю. Поскольку многие круизные компании американские, к расходам добавляются чаевые. Более бюджетные варианты доступны в несезон, например, путешествие по Средиземному морю может обойтись от 300 евро.
«Наибольшей популярностью пользуются круизы продолжительностью от одной недели до двенадцати дней. Их привлекательность также в круглогодичной доступности направлений. Летом лидирует Средиземное море, зимой — Карибы, Азия, Австралия. Корабли меняют свои регионы в зависимости от сезона, но выбор всегда остается широким», — заключает Хохленко.
Владелица туристической компании «Жетiсу» Елена Бекбоева подтверждает невысокий, но стабильный рост интереса к круизам в Казахстане, отмечая, что не более 10% путешественников выбирают этот вид отдыха.
«Казахстанцы чаще отдают предпочтение стандартному отдыху по нескольким причинам. Одна из главных — опасение открытого моря, многим некомфортно в этой среде. Вторая — круизный отдых сильно отличается от наземного, он требует иной адаптации и восприятия, что подходит не всем», — поясняет Бекбоева.
По ее словам, превратить намерение в покупку круиза требует значительных усилий со стороны турагентства. Однако те, кто хоть раз попробовал круиз, в 8 из 10 случаев возвращаются к нему вновь.
«Сравнивать стоимость отдыха «все включено» и круизов, на мой взгляд, некорректно. Это два разных продукта, удовлетворяющие различные потребности. Выбирать их могут одни и те же люди, но на разных этапах жизни. Круиз не является самым дешевым удовольствием, он относится к среднему ценовому сегменту, и его стоимость сильно зависит от сезона», — говорит Бекбоева. В высокий сезон недельный круиз по Средиземному морю, Балтике или Северной Европе обойдется примерно в 1000 евро на человека, в низкий сезон — 500-700 евро.
Для полноценного развития рынка круизного туризма необходима его популяризация и более объективное отношение к продукту как со стороны продавцов, так и покупателей. «Не следует идеализировать круизы. Это не замена отельному или пляжному отдыху, а скорее дополнительный вариант, своего рода развлекательная программа. Этот вид отдыха подходит далеко не всем, и имеет множество нюансов, которые следует учитывать», — подчеркивает Бекбоева. — Я не ожидаю взрывного роста этого сегмента рынка в будущем, поскольку мы не морская нация, и это естественно. Прирост будет, но плавным и умеренным, за счет новых клиентов и повторных поездок тех, кто уже оценил преимущества круизов. Этот сегмент требует гораздо более глубокого погружения в процесс, к чему наши люди и агентский рынок пока не вполне готовы».

