Мировые тенденции показывают, что офисные пространства уступают место коворкингам. Общие пространства объединяют людей из различных сфер, создавая условия для взаимодействия и сотрудничества. Алматинский коворкинг ALPHArabius, площадью более 20 000 кв. м, станет вторым по величине в мире после лондонского. Владельцы проекта, Мейрам Тлеухан и его супруга Тогжан Кожалиева, поделились своим видением развития этого бизнес-пространства с корреспондентом делового еженедельника «Капитал.kz».
Самостоятельный успех
Мейрам Тлеухан и Тогжан Кожалиева, супруги и единомышленники, решили начать собственное дело вместе с Parmigiano Group, став деловыми партнерами. На пути к своей цели им пришлось преодолеть множество испытаний.
«Я долгое время работала в Москве в страховой компании. У меня есть опыт в нефтегазовой сфере и работе в КБТУ. Мне нравится работать с людьми, и у меня это хорошо получается», – рассказывает Тогжан Кожалиева.
«Пока Тогжан интересует работа с людьми и создание условий для их развития, меня больше привлекают процессы. Я работал в строительной компании и был исполнительным директором в ассоциации KazEnergy. В какой-то момент я понял, что хочу видеть более осязаемые результаты в обозримом будущем», – делится Мейрам Тлеухан.
После поиска новых направлений, бизнесмена заинтересовала идея многократной продажи одного и того же места, не выводя его из оборота. Так родилась идея создания крупнейшего коворкинга в Центральной Азии.
Чем он уникален?
В офисном пространстве, расположенном в ЖК AFD Plaza, площадью 20 000 кв.м, размещены 64 офиса, 4 конференц-зала, выставочная зона вместимостью до 1000 человек, 20 переговорных комнат и детская зона. Инфраструктура включает 4 точки общественного питания, а также подземный и наземный паркинг на 200 мест.
«Мы разделили пространство на две зоны: корпоративную и креативную. Это позволяет каждому найти свою зону комфорта. Тем, кто ищет активность и обсуждение идей, подойдет креативная зона. Корпоративная зона – для тех, кто предпочитает тишину и размышления», – объясняет Мейрам Тлеухан.
В центре пространства расположены кафе и рестораны, которые служат нейтральной территорией для общения людей из разных зон. Коворкинг будет работать круглосуточно, предоставляя все необходимые условия для работы и отдыха.
«У нас есть 4 полноценных четырехзвездочных номера, 12 слиппинг боксов и душевые. Это удобно при проведении мероприятий, требующих размещения участников из других городов и стран», – говорит Мейрам Тлеухан.
«Здесь будет все необходимое, включая процедурный кабинет для сдачи анализов или установки капельницы. Это наше уникальное предложение», – добавляет Тогжан Кожалиева. – Мы также планируем открыть массажный салон и сотрудничаем с подрядчиками, предоставляющими рабочие места для людей с ограниченными возможностями на льготных условиях.
Вложения в миллионы
В проект вложено более 1,5 млрд тенге. Большая часть средств была направлена на автоматизацию IT-инфраструктуры.
«На данный момент у нас нет финансовых партнеров, все инвестиции – это заемные средства из семейного бюджета», – отмечает Тогжан Кожалиева.
Планировалось, что инвестиции окупятся через 2,5-3 года, но открытие центра задерживается, и пока сложно назвать точные сроки.
Основной доход бизнес-пространства будет получен не от аренды, а от проведения мероприятий, тренингов и семинаров.
«Например, иностранная компания, желающая выйти на рынок Казахстана, может сэкономить на открытии представительства, воспользовавшись нашими услугами за 500 тыс. тенге. Мы предлагаем полный пакет услуг и помогаем найти специалистов в нашем центре», – объясняет предприниматель.
Face-контроль
Для входа в ALPHArabius компании проходят face-контроль. Это необходимо для поддержания концепции и создания сообщества из полезных друг другу проектов.
«Мы выбираем компании, которые могут быть полезны друг другу. Например, производители брусчатки или сетевой маркетинг нам не интересны. Мы создаем среду для жизни и работы», – говорит предприниматель.
Для стартаперов и начинающих предпринимателей двери всегда открыты.
«Мы рады стартаперам, они найдут свое место в нашем сообществе. Однако компаниям, желающим разместить большое количество сотрудников, мы отказываем, чтобы поддерживать взаимодействие и коллаборацию», – добавляет Тогжан Кожалиева.
«Мы придерживаемся политики «чистых столов». Место не закрепляется за кем-либо. Современному человеку достаточно ручки, тетрадки и ноутбука. Ноутбуки в аренду не сдаем, так как считаем, что если предприниматель не может позволить себе ноутбук, то это не наш клиент», – поясняет Мейрам Тлеухан.
Сколько стоит место?
«Мы проводим предварительные продажи. Мы должны быть немного дороже других коворкингов. Стоимость места начинается от 60 тыс. тенге, офис – от 350 тыс. тенге за 30 кв. метров (шесть рабочих мест). Проведение мероприятий в конференц-зале на 1300 кв. метров обойдется в 500 тыс. тенге в день. Переговорная комната стоит от 4 тыс. тенге в час и выше», – объясняет бизнесмен.
Тогжан Кожалиева отмечает, что в Алматы сложно найти большой ивент-зал, и большинство из них находятся в гостиницах.
«Мы нацелены на сотрудничество с компаниями, работающими с иностранцами. Одна из целей площадки – заключение договоров. Мы понимаем, что этот проект – один из самых интересных в Казахстане и СНГ», – добавляет бизнесвумен.
О тенденциях развития коворкинга в Казахстане
Мейрам Тлеухан считает, что развитие чего-либо зависит не от рынка, а от продукта. Если он удовлетворяет потребности, то рынок сформируется вокруг него. Это подтверждается примером крупных международных компаний, привлекших серьезные инвестиции для развития новых направлений.
«Коворкинг – это новый формат офисов. Сегодня продукт можно продавать, не покидая офиса. Это единственный не IT-стартап, стоимость которого превышает миллиарды долларов», – утверждает собеседник.
Существует мнение, что коворкинг – это дешевая альтернатива офису. Однако в ALPHArabius самая высокая ставка за квадратный метр. Вкладывая в коворкинг, нет необходимости содержать ресепшн, охрану, клининговую службу или создавать дополнительные рабочие места.
«К нам приходят состоятельные люди, которые хотят быть в тренде и заботятся о развитии своих сотрудников. Для работников важна не только зарплата, но и место, где они находятся», – говорит Мейрам Тлеухан. – Исследования показывают, что стоимость найма снижается, когда компании арендуют офисы в интересных местах.
Крупные IT-компании уже давно перешли на этот формат, переводя расходы на офис в инвестиции в бизнес.
«В Казахстане в сфере коворкинга конкуренции нет. У каждого свой сегмент. Есть коворкинги для мам, для айтишников. Это новый формат бизнес-центра, объединяющий жизнь и бизнес. Мы создали такой продукт», – говорит Тогжан Кожалиева.
Открытие крупнейшего коворкинг-центра планировалось летом, но из-за юридических сложностей его отложили на год. Уже 70% мест забронированы.

