В 2017 году на отечественном рынке появились первые образовательные комплекты по робототехнике для детей под брендом Bozbala. Сегодня с их помощью ученики осваивают основы этой прикладной дисциплины в 14 школах и образовательных центрах Алматы. Дастан Рахатов, основатель проекта и руководитель компании Inventive, ставит целью оснастить робототехническими наборами все учебные заведения страны. В интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» он поделился своим видением перспектив развития данного направления.
Становление стартапа: от студенческих разработок к рынку
Будучи студентом, Дастан Рахатов уделял особое внимание робототехнике, сталкиваясь с многочисленными сложностями в процессе обучения. Множество инструкций из учебников и интернет-роликов не всегда приносили желаемый результат на практике, что порой вызывало сомнения. Однако упорство и поиск решений помогли преодолеть трудности. Именно тогда зародилась идея создания специализированных наборов по робототехнике для детей. Наблюдая за тем, как быстро юные конструкторы теряют интерес при столкновении с препятствиями из-за отсутствия необходимых материалов, условий или квалифицированных наставников, Дастан осознал важность поддержания их энтузиазма.
Значительную поддержку проекту оказал преподаватель по программированию, ставший впоследствии ментором в разработке казахстанских робонаборов. Это партнерство, по словам Рахатова, стало ключевым фактором успешного старта. Университет также предоставил обширную платформу для стартаперов и инвесторов, что позволило привлечь финансирование для многообещающей бизнес-идеи. После года интенсивных разработок и тестирования учебных пособий, в 2017 году компания Inventive представила свою первую продукцию на рынке. Ректор вуза выделил офис для проекта, что существенно сократило первоначальные затраты на запуск бизнеса.
На начальном этапе инвестиции в проект составили 3-4 миллиона тенге, которые окупились уже в течение первого года. Казахстанский рынок сбыта оказался обширным, а конкуренция в этой нише — относительно низкой. Обучение робототехнике является весьма перспективным и востребованным направлением, находящимся в глобальном тренде. Это также открывает возможности для выхода на международный рынок, в частности, в соседние страны.
На данный момент наборы Bozbala внедрены в 14 школах и образовательных центрах Алматы. Компания также занимается обучением местных преподавателей и при необходимости направляет своих специалистов для проведения занятий. Ведутся активные переговоры с Министерством образования Республики Казахстан. Цель — стандартизация и утверждение учебных пособий и методики обучения для их последующего внедрения во всех школах и колледжах страны, с дальнейшим выходом на внешние рынки.
Инновационная технология казахстанских робототехнических комплектов
Отличие наборов Bozbala от традиционных конструкторов, таких как Lego, где обычно предлагается одна модель для сборки, заключается в их многофункциональности. Базовые комплекты Bozbala позволяют создавать от 17 различных моделей роботов. После освоения начального курса ученики переходят к продвинутому уровню, где им доступны проекты по сборке до 37 различных роботов. С каждым новым этапом уровень сложности возрастает, а наборы расширения будут дополняться новыми датчиками и сенсорами. К 2020 году компания планировала довести количество модулей в одном наборе до 50-100.
Освоение конструирования роботов, от простейших светофоров и пианино до сложных бионических рук и гуманоидов, является вполне посильной задачей, особенно для детей, которые быстро усваивают новую информацию. Робототехника изучается пошагово: от базовых знаний к совершенствованию навыков. Дети могут заниматься как в группах, так и индивидуально дома, используя пособия на трех языках, доступные на официальном сайте компании, а также различные видеоуроки. Стоимость одного робонабора составляет 25 тысяч тенге.
Школы, внедрившие технологию Bozbala, используют специальные онлайн-аккаунты, где ученики загружают видеозаписи своих сборок роботов. Учителя оценивают выполненные работы, а родители имеют возможность отслеживать прогресс и достижения своих детей. В планах на 2020 год было утверждение подробных поурочных планов для преподавания робототехники в школах, что избавит педагогов от необходимости самостоятельно разрабатывать учебный материал и предоставит им полный комплект инструментов для немедленного начала работы.
Ключевая особенность методики Inventive заключается в гармоничном сочетании теории, практики и проектной деятельности в одном комплекте. Сама отрасль робототехники охватывает различные направления, такие как интернет вещей (IoT), STEM-обучение и DIY-проекты, где дети создают поделки и осваивают 3D-моделирование. Все эти аспекты интегрированы в курсы компании. Электронные компоненты для наборов поставляются из Китая, Беларуси и России.
Новое поколение инженеров: вдохновляясь Илоном Маском
Ученики осваивают языки программирования, которые преподаются во многих современных университетах. Они переходят от простого соединения блоков к работе с электронными компонентами: резисторами, транзисторами, динамиками, датчиками утечки газа и отпечатков пальцев — всем, что используется в повседневной технике. Эти навыки полезны не только для будущей профессии, но и в быту, позволяя, например, починить бытовые электроприборы.
Процесс обучения состоит из двух основных этапов. На первом дети изучают программирование и пишут код. На втором этапе происходит сборка робота своими руками и загрузка написанного кода. Для создания прототипов ребята используют картон, а после успешного тестирования печатают пластиковый корпус своего робота на 3D-принтере.
Распространено мнение, что подобные курсы предназначены исключительно для мальчиков, однако практика показывает обратное. Девочки демонстрируют удивительно креативный подход к робототехнике, иногда даже превосходя мальчиков, которые чаще следуют инструкциям. Девочки склонны к экспериментам и стремятся к уникальности в своих проектах. На сегодняшний день около 35% учеников в группах составляют девочки.
Важно отметить, что дети приходят на занятия по робототехнике исключительно по собственному интересу. Те, кого приводят родители по принуждению, как правило, долго не задерживаются. Многие юные инженеры вдохновляются Илоном Маском, видя в нем кумира. Если ранее в индустрии робототехники лидировала Япония, то сейчас наблюдается активная тенденция к автоматизации производства в США. Это во многом связано с эффективным маркетингом и тем, что Илон Маск стал примером для подрастающего поколения, увлекающегося технологиями.
Компания начинает обучение программированию с шестилетнего возраста, так как именно в этот период раскрывается максимальный потенциал детей. Малыши быстро осваивают «язык» компьютера, учатся писать коды и создавать собственные игры, анимацию и мультфильмы. При этом основная целевая аудитория — дети от 12 лет, которые уже начали изучать физику в школе. Важно ориентироваться и делать ставку на это поколение казахстанцев — маленьких энтузиастов, мечтающих стать новыми Илонами Масками. Необходимо поддерживать их стремление и предоставлять знания, выходящие за рамки школьной программы. Именно это поколение, как считает Дастан Рахатов, поможет Казахстану войти в число ведущих роботизированных стран мира.
В центре нет возрастных ограничений. В последнее время активно обращаются родители учеников с просьбами обучить их робототехнике, помочь, например, сконструировать систему автополива для огорода или реализовать собственные проекты. Для взрослых организованы отдельные группы.
Следующая целевая аудитория — это B2B-сектор. Компания оказывает поддержку другим образовательным центрам, работающим в сфере робототехники, которая является трендом и профессией будущего. Inventive предлагает обучение преподавателей или проведение занятий своими специалистами, способствуя совместному и более быстрому развитию отрасли в стране. В настоящее время центр совместно с партнерами готовит ребят к участию в международных соревнованиях по роботостроению. После отборочного тура, который пройдет в этом году в Астане, юные инженеры отправятся на конкурсы в Южную Корею.

