Вход

Кривые параллели или серый импорт

29 декабря 2018 11:00

Перекрестки параллельного импорта: Дебаты в бизнес-сообществе Казахстана

В последнее время казахстанское бизнес-сообщество столкнулось с глубоким расколом по вопросу возможной отмены запрета на параллельный импорт известных брендов в Республику Казахстан. Если представители малого и среднего бизнеса активно выступают за легализацию, то крупный бизнес решительно возражает. Этот острый вопрос порождает многочисленные дискуссии о потенциальных последствиях такого решения для экономики страны и потребителей.

Для полного понимания сути проблемы, необходимо уточнить, что представляет собой параллельный импорт. Согласно определению российской информационно-аналитической компании «VVS», параллельный импорт – это ввоз в страну оригинальных товаров, маркированных товарным знаком правообладателя, осуществляемый лицами, не имеющими его прямого документированного согласия на импорт. Этот процесс происходит через альтернативные, "параллельные" каналы, минуя аккредитованных дистрибьюторов, и часто правообладатель не осведомлен о таких поставках. По сути, это так называемый "серый" импорт.

В мировой практике существуют два основных принципа регулирования (исчерпания) исключительных прав правообладателей: международный и национальный. Международный принцип исчерпания прав предполагает, что после первой реализации продукции в любой стране мира правообладатель утрачивает возможность контролировать дальнейшую судьбу этого товара. Таким образом, новый владелец вправе свободно перемещать товар через границы и вводить его в гражданский оборот других стран. В России, а также в Казахстане, действует национальный (территориальный или региональный) принцип, согласно которому исключительные права на товарный знак считаются исчерпанными лишь после того, как товар был введен в оборот внутри данного государства. В условиях национального принципа, импорт товаров, ранее реализованных за рубежом, допускается исключительно при наличии разрешения от владельца товарного знака.

Представители крупного бизнеса убеждены, что национальный подход способствует формированию более контролируемого, прозрачного и цивилизованного рынка, что, в свою очередь, делает его привлекательным для инвесторов. «Такой механизм гарантирует защиту интересов потребителей, обеспечивая доступ к качественным оригинальным товарам с полным гарантийным обслуживанием. В случае возникновения претензий потребители имеют возможность обратиться к импортеру, который несет полную ответственность за поставляемую продукцию», — подчеркивают в компании Samsung Electronics Central Eurasia.

Однако многие субъекты малого и среднего предпринимательства республики настаивают на переходе к международному принципу исчерпания прав на интеллектуальную собственность, то есть легализации параллельного импорта. Основным аргументом в их пользу является забота о потребителях и потенциальное снижение цен. «Это позволит уменьшить стоимость товаров минимум на 20-30%, например, на те же оригинальные автозапчасти, а также значительно сократит сроки их доставки», — заявляет председатель правления Союза Независимого АвтоБизнеса Казахстана (СНАБК) Тимур Жаркенов, указывая на то, что у официальных дилеров доставка сегодня может занимать до двух месяцев.

Официальные представители автобизнеса придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. «Обещания снижения цен в результате отмены запрета на параллельный импорт — не более чем ширма, призванная прикрыть бесконтрольный ввоз контрафактной продукции, занижение таможенной стоимости товаров и другие манипуляции», — предупреждает вице-президент Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ) Анар Макашева. Она отмечает, что отсутствие контроля качества импортируемых товаров сделает невозможным установление их происхождения и обеспечение гарантии оригинальности. В Казахстане, по ее словам, до сих пор отсутствует полноценный сертификационный орган, способный проверять продукцию на соответствие стандартам, и эту функцию частично выполняют официальные дистрибьюторы благодаря действующему запрету. В настоящее время таможенные органы уведомляют правообладателей о любом импорте товаров с их торговой маркой, что позволяет им контролировать подлинность продукции.

Вице-президент АКАБ также скептически относится к прогнозам господина Жаркенова о снижении цен. «Снижения стоимости товаров после разрешения параллельного импорта — это миф. Цены не только не снизятся, но станут неуправляемыми. В случае легализации, все импортеры, включая официальных дилеров, переориентируются на закупки в России, что станет выгоднее, чем прямые закупки у производителей с содержанием складов и штата сотрудников в Казахстане и уплатой налогов. Это приведет к полной зависимости от российского рынка и его ценовой политики, а также к потере уверенности в оригинальности товаров, поскольку в России также отсутствует должный контроль качества», — поясняет Макашева.

Причем, критическое отношение к идее «сладкой жизни» после отмены запрета на параллельный импорт разделяют не только казахстанские, но и российские эксперты. В материале газеты «Ведомости» сотрудник одной из торговых сетей отмечает: «Неофициальные дистрибьюторы заинтересованы лишь в быстрой продаже, а риски, связанные с браком и отсутствием сервисного обслуживания, лягут исключительно на покупателей». Директор по корпоративным связям фармацевтической компании «Санофи» Юрий Мочалин, комментируя ситуацию для «Ведомостей», подчеркивает: «Может значительно вырасти поток контрафакта, при этом выгоды для конечного покупателя лекарств неочевидны – всю разницу в цене, скорее всего, заберут дистрибьюторы».

Особое внимание спикеры уделяют вопросам качества и безопасности товаров, особенно в категориях лекарств, детских товаров и автомобильных запчастей. «Параллельный импорт и контрафакт делают рынок товаров для детей нецивилизованным, что увеличивает риск приобретения некачественной и потенциально опасной продукции для малышей, — предупреждает президент Казахстанской Ассоциации индустрии детских товаров Дарья Гайденрайх. — Сегодня объем «серого» импорта в сегментах игрушек и детской одежды составляет около трети всего рынка РК. Трудно представить, что произойдет, если параллельный импорт будет легализован; он просто станет неподконтрольным».

Поставщики автомобильной продукции также выражают глубокую обеспокоенность. «Проблема использования неоригинальных узлов и агрегатов заключается в том, что эти детали не соответствуют необходимым параметрам по составу металлов, резинотехнических изделий и другим характеристикам, используемым при их заводском производстве, — объясняют в казахстанско-российском СП «КАМАЗ-Инжиниринг», специализирующемся на сборке коммерческой и спецтехники на шасси «КАМАЗ». — Они лишь внешне идентичны оригинальным, что в конечном итоге приводит к некорректной эксплуатации большегрузной техники, снижению ресурса узлов, агрегатов и автомобиля в целом, а также несет потенциальную опасность для участников дорожного движения».

В качестве яркого примера представители «КАМАЗ-Инжиниринг» приводят аварию 2016 года в Дагестане, где контрафактные запасные части, установленные на грузовой автомобиль КАМАЗ-53229, стали причиной трагедии. Из-за разрушения тягово-сцепного крюка прицеп отцепился и столкнулся с пассажирским автобусом, в результате чего 10 человек погибли и 11 получили серьезные травмы. Экспертиза подтвердила, что использованное сцепное устройство не соответствовало продукции ПАО «КАМАЗ». Водитель грузовика был осужден на 3,5 года лишения свободы, а установить производителя контрафактной запчасти так и не удалось.

Директор официального дистрибьютора Hyundai Auto Kazakhstan Денис Коломацкий акцентирует внимание на ответственности поставщиков: «Официальные импортеры годами выстраивают в Казахстане систему, ориентированную на покупателя, гарантируя высокое качество товаров и услуг и неся полную ответственность. Это наше понимание современного бизнеса. Однако существует и иной подход: прийти, как говорится, на все готовое, не вкладывая средств в бренд, и под предлогом низких цен продавать ввезенные непонятно откуда и как запчасти неясного происхождения. Естественно, в таком случае о какой-либо заботе о покупателе речь идти не может. Если что-то в автомобиле выйдет из строя из-за некачественной детали или приведет к аварии, кто ответит перед потребителем и возместит ему ущерб? Индивидуальный предприниматель на авторынке? Очень сомневаюсь. Через некоторое время его там уже просто не будет. Это откат от цивилизованного рынка к «дикому базару» начала 90-х. Разумеется, привлекательность такого рынка для инвесторов также будет весьма сомнительной. В таком случае, о каком привлечении денег и технологий в Казахстан может идти речь?»

С другой стороны, председатель правления СНАБК, господин Жаркенов, прогнозирует улучшение криминогенной обстановки в стране в случае легализации параллельного импорта, апеллируя к ситуации с кражами автомобильных зеркал: «Будет проще приобрести оригинал по доступной цене, чем контрафакт или краденые вещи. За счет этого снизится спрос на товар криминального характера».

Насколько эти прогнозы оправдаются, покажет время. Однако эксперты единодушны в том, что отмена ограничений на параллельный импорт негативно скажется на развитии местного производства и локализации иностранных производств в республике. Приводятся конкретные цифры: «Легализация параллельного импорта в Казахстане приведет к снижению таможенных и налоговых поступлений в бюджет страны на 5-10%, а также повлечет сокращение локализованного производства до 20%», — утверждает председатель Казахстанской Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой, компьютерной техники и сложных технических систем (КАТЭКС) Сергей Архипкин. Он также отмечает, что возможное снижение цены произойдет лишь в оптовом звене на 5–10%, что, скорее всего, не отразится на розничных ценах на электробытовые изделия.

Касаясь ценового вопроса, председатель КАТЭКС поясняет: «Существует мнение, что правообладатели и уполномоченные ими поставщики манипулируют, «завышая» отпускную стоимость товара конечному потребителю. Однако обзор розничных цен в странах СНГ показывает, что в Казахстане идентичные модели электробытовой техники реализуются по наиболее низким ценам. Разница стоимости, в зависимости от модельного ряда, составляет: в категории мобильных телефонов 3-12%, телевизоров 5-12%, стиральных машин 1-18% и холодильников 15-16%».

Предстоит наблюдать за развитием событий, которые продемонстрируют приоритеты государства. На одной чаше весов – интересы крупного бизнеса и важные аспекты инвестиционного климата и программ индустриализации страны. На другой – чаяния малого и среднего предпринимательства и обещания более демократичных цен для населения. Что же в итоге окажется важнее для самих потребителей – цена или безопасность? Время покажет.

Автор: Диаз Абылкасов

Источник