Вход

Как сделать успешнее «государственные стартапы»?

26 декабря 2018 10:15

Реальная эффективность госпрограммы: работает лишь каждый четвертый проект

В Казахстане в рамках Дня индустриализации было объявлено о запуске 28 новых проектов. Однако за громкими цифрами скрывается вопрос о долгосрочной жизнеспособности этих предприятий. Программа индустриально-инновационного развития, действующая в стране уже девятый год, демонстрирует впечатляющие показатели: реализовано 1148 проектов на сумму 7,8 трлн тенге, создано около 300 тысяч рабочих мест. Объемы производства в обрабатывающем секторе выросли в 3,2 раза, достигнув 9,4 трлн тенге в 2017 году. Тем не менее, по мнению экспертов, этих темпов недостаточно для реальной диверсификации экономики и ухода от нефтяной зависимости. Аналитики обсудили ключевые достижения и системные проблемы индустриализации Казахстана.

Ставка на малый бизнес и институциональные реформы

Финансовый аналитик Асет Наурызбаев считает, что текущая структура программы, основанная на отборе ограниченного числа «правильных» предприятий, неэффективна. Он предлагает сместить фокус на создание благоприятных институциональных условий для всех участников рынка. По его мнению, государство должно сосредоточиться на обеспечении доступности финансирования через развитие конкуренции, укреплении третейских судов, упрощении законодательства и создании преимуществ для казахстанских производителей. «Развитие компаний должно быть рыночным. У нас есть множество успешных несырьевых компаний, которые появились вне госпрограмм. Шанс Казахстана — в создании небольших, но высококонкурентных предприятий», — отмечает эксперт. Он добавляет, что современные технологии доступны и не требуют огромных вложений, поэтому ключевая задача — сформировать класс инновационных предпринимателей, способных внедрять новые технологии и понимать глобальные тренды.

Кризис управления: почему «государственные стартапы» не взлетают?

Глава фракции КНПК в Мажилисе Айкын Конуров приводит неутешительную статистику: по данным Министерства по инвестициям и развитию, в прошлом году из 72 запущенных предприятий лишь 19 были загружены более чем на 50%, а загрузка остальных не превышала 40%. Это означает, что полноценно работает лишь каждое четвертое предприятие. «Хотя провальные проекты — нормальное явление для рынка, наш показатель неудачных инвестиций слишком высок для государственной программы», — подчеркивает депутат. Он выделяет три основные причины низкой эффективности:

  1. Отсутствие мотивации и ответственности. Ответственность за рентабельность госинвестиций четко не определена. Существует уверенность, что государство в любом случае окажет поддержку, либо через госзакупки, либо стимулируя спрос, как в случае с субсидированием автокредитов.
  2. Проблемы в проектном управлении. Ситуация, когда три четверти проектов не дают ожидаемого результата, свидетельствует о системном кризисе управления, а не о влиянии внешних экономических факторов.
  3. Игнорирование рыночных реалий. Ключевая причина неудач — отсутствие качественной проработки востребованности продукции. «У нас есть „Карта индустриализации“, но нет маркетинговой карты. Мы не знаем, кому нужны заводы, которые мы строим. Запуск производства без маркетингового анализа — это стрельба вслепую, которая обходится бюджету очень дорого», — констатирует Конуров.

Необходимость маркетинговой стратегии и грамотного управления

Политик убежден, что при отборе проектов для «Карты индустриализации» практически не учитывается наличие долгосрочного платежеспособного спроса. Все отраслевые программы, будь то в промышленности, АПК или туризме, не основаны на глубоком исследовании рынков и прогнозировании тенденций. «Следующая индустриальная пятилетка должна сосредоточиться на двух вещах: государственной поддержке проектного управления и маркетинга. В этих сферах Казахстан катастрофически отстает, и именно эти ошибки обходятся государству дороже всего», — заключил он.

Бумажные отчеты и реальность

Аналитик Wall Street Invest Partners Данияр Джумекенов отмечает, что за почти 10 лет программы индустриализации на бумаге все выглядит гладко, но на практике многие торжественно запущенные заводы работают не на полную мощность, а некоторые требуют «реанимации». Это говорит о неэффективном расходовании бюджетных средств. Ставка на крупных транснациональных инвесторов не всегда оправдывает себя, а заявления правительства о переходе от сырьевой экономики к индустриальной не всегда подкрепляются цифрами, о чем свидетельствует продолжающееся использование средств Нацфонда. По его словам, явные плюсы индустриализации заметны в основном в Павлодарской области, тогда как в других секторах, например, в переработке сельхозпродукции, значительного прогресса нет.

Достижения и перспективы обрабатывающей промышленности

В то же время, директор по развитию компании ARUM Capital Константин Жуковский видит и положительные моменты. Главным достижением он называет существенное увеличение инвестиций в обрабатывающую промышленность, на долю которой уже приходится около 25% всего иностранного капитала. По его прогнозам, в ближайшие пять лет этот показатель может достичь 50%. Эксперт считает, что обрабатывающий сектор способен не только диверсифицировать экономику, но и в будущем приносить больше дохода, чем нефтегазовая отрасль. «С ростом зарплат в Китае возникает вопрос о переносе производств в соседние страны, и это может стать для Казахстана уникальной возможностью», — подытожил он.

Источник