Вход

Как сделать медицину прибыльным бизнесом?

25 декабря 2018 10:00

Для решения накопившихся проблем отрасли необходимы системные меры и привлечение частного капитала

На прошедшем Kazakhstan Healthcare Forum эксперты озвучили тревожную оценку текущего состояния отечественной медицины. По их мнению, отрасль технологически отстает от западных стандартов на несколько десятилетий, используя подходы 60-х годов XX века, и до сих пор воспринимается государством как социальная статья расходов, а не как перспективная сфера для инвестиций и развития бизнеса.

Ельдар Абдразаков, предприниматель и CEO Kazakhstan Growth Forum, уверен, что доминирование частного сектора в здравоохранении — это вопрос ближайших 5–10 лет. Он подчеркнул стремительную технологическую трансформацию мировой медицины: если в 2016 году в мире было зарегистрировано 26 новых электронных медицинских устройств, то в 2018-м их число выросло до 60, а еще 182 находились на стадии регистрации. Среди ключевых проблем казахстанской системы здравоохранения он выделил неразвитый рыночный спрос, устаревшую государственную инфраструктуру, избыточное административное регулирование, низкую инвестиционную привлекательность и слабые стимулы для привлечения квалифицированных кадров.

Три шага к трансформации

Для преодоления этих барьеров, по мнению эксперта, необходимы три системные меры: систематизация и адаптация глобальных трендов, фокус на развитии системных операторов, а также внедрение пилотных проектов с участием эффективных рыночных игроков.

Партнер LS&Health практики EY Дмитрий Халилов отметил, что капитализация мировой медицины исчисляется триллионами долларов. Например, в цифровые стартапы в сфере здравоохранения было вложено $5 млрд, а ежегодные затраты на лечение хронических заболеваний достигают $47 трлн. Главными вызовами на этом пути он назвал защиту персональных данных, обеспечение доступа к медпомощи для малообеспеченных слоев населения и готовность самой системы к внедрению инноваций.

Привлекательность для бизнеса как приоритет

Опрос, проведенный среди специалистов, показал, что 32% респондентов считают повышение привлекательности здравоохранения для бизнеса главным приоритетом развития до 2025 года. Еще 17% указали на необходимость увеличения финансирования до стандартов ОЭСР. В качестве действенных механизмов были названы привлечение 10 крупных иностранных операторов, развитие государственно-частного партнерства, полный переход на цифровые карты пациентов и достижение стандартов ОЭСР по количеству врачей и койко-мест.

Член Американской ассоциации здравоохранения Алмаз Шарман считает, что казахстанская медицина оказалась в тупике: советские наработки во многом утеряны, а эффективная рыночная модель так и не была создана. «Государство пытается усидеть на двух стульях, сохраняя элементы социальной медицины при сокращении ее масштабов, но не создавая стимулов для частных инвестиций. Этот промежуточный вариант тормозит развитие всей системы», — подчеркнул он.

Финансовая пропасть и неэффективность

Алмаз Шарман привел сравнение: в США ежегодные расходы на здравоохранение на душу населения составляют $10 739, что в 30 раз превышает казахстанский показатель (около $300, хотя в тексте оригинала указано $30). Даже с внедрением обязательного медицинского страхования (ОМС) эту цифру удастся поднять лишь до $450. По его мнению, государство выбрало путь жестких ограничений, сокращая дотации и внедряя ОМС, чтобы стимулировать приток частного капитала. Однако без гарантий защиты инвестиций и возвратности средств, такая стратегия выглядит слишком оптимистичной.

Президент Национальной федерации спортивной медицины Джамбулат Сарсенов видит ключевой инструмент в активном использовании механизмов ГЧП. В качестве примера он привел спортивную медицину, которая успешно привлекает инвестиции благодаря понятной отдаче. «Нужно заинтересовать бизнес, показать, что его разработки востребованы. У нас есть хорошие отечественные препараты и устройства, но их создатели часто не могут грамотно их презентовать и продать», — отметил он.

Кадровый вопрос и нерациональное использование средств

Джамбулат Сарсенов также затронул проблему патернализма и коррупции. По его словам, найти главного врача для частной клиники на зарплату в $5 тыс. сложнее, чем для государственной. «В госучреждении у руководителя больше возможностей для „серого“ заработка — через закупки, откаты, обновление техники, при этом ответственности у него гораздо меньше», — пояснил эксперт.

Министр здравоохранения РК Елжан Биртанов признал, что бизнес неохотно инвестирует в медицину, и часто проще пригласить иностранных специалистов, чем найти партнеров внутри страны. Он указал на отсутствие инициативы в такой перспективной сфере, как биотехнологии. «Бизнес хочет немедленной отдачи и не готов вкладываться в долгосрочные проекты», — констатировал министр.

В свою очередь Ельдар Абдразаков озвучил опасения бизнеса: непрозрачные механизмы ФОМС, отсутствие дерегулирования платных услуг, сложности с регистрацией лекарств и слабая цифровизация.

Елжан Биртанов подчеркнул, что в министерстве понимают необходимость реформ. Он привел пример нерационального расходования средств: при плане закупки бесплатных лекарств на 118 млрд тенге и заявках от регионов на 180 млрд, в итоге было закуплено препаратов на 70 млрд. «Экономия составила 30% от бюджета, что сопоставимо с бюджетом всей онкологической службы. Бесплатные лекарства получают 3 млн человек, хотя на учете состоит только 1,5 млн. Здесь нужно наводить порядок», — заявил он.

Путь к новой модели

Алмаз Шарман предостерег от простого вливания денег в систему без структурных изменений. Он предложил изучить сингапурскую модель, где правительство направляет 3% ВВП на персональные медицинские счета граждан. «Люди сами решают, в какую клинику обратиться. Это стимулирует конкуренцию на рынке и мотивирует граждан заботиться о своем здоровье», — пояснил эксперт.

Участники форума сошлись во мнении, что ситуация в здравоохранении требует решительных действий. В условиях экономической нестабильности государство больше не может в полной мере поддерживать отрасль, и ее будущее напрямую зависит от создания условий для активного прихода частного бизнеса.

Источник