Вход

Какие риски нужно предусмотреть в договоре ГЧП?

11 декабря 2018 11:00

В Казахстане активно развивается механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), который за последние два года позволил реализовать порядка 500 проектов. Несмотря на растущую популярность этой формы сотрудничества, некоторые предприниматели по-прежнему относятся к ней с определенной долей скептицизма. В этой статье мы рассмотрим ключевые преимущества и потенциальные риски проектов ГЧП, чтобы прояснить существующие заблуждения.

Отсутствие единой информационной платформы

Одной из основных сложностей для предпринимателей, желающих участвовать в проектах ГЧП, является отсутствие централизованной и всеобъемлющей информационной базы. На данный момент нет единой платформы, которая аккумулировала бы полную и достоверную информацию о реализованных и планируемых проектах ГЧП, что затрудняет процесс анализа и принятия инвестиционных решений. Существующий сайт «Казахстанского центра ГЧП» предлагает лишь ограниченные и порой неполные данные. Как отмечает партнер юридической фирмы GRATA International Шаймерден Чиканаев, даже специалистам, занимающимся консалтингом в этой сфере, бывает сложно отследить условия проведения конкурсов по проектам ГЧП. Проекты республиканского значения, такие как БАКАД, чаще всего освещаются в средствах массовой информации. Это обстоятельство, по мнению эксперта, несколько замедляет темпы развития ГЧП в стране.

Оценка стоимости и привлечение экспертов

При принятии решения о реализации проекта ГЧП не всегда требуется привлечение дорогостоящих консалтинговых компаний. Для небольших инициатив, бюджет которых составляет менее 3 миллионов долларов США или менее 4 миллионов месячных расчетных показателей (МРП), законодательство предусматривает упрощенные процедуры. В таких случаях можно использовать типовые договоры, находящиеся в публичном доступе. По словам экспертов, процесс от объявления конкурса до заключения договора по упрощенным процедурам занимает в среднем не менее трех месяцев.

Однако для крупных и сложных проектов настоятельно рекомендуется привлекать профессиональных консультантов, в том числе юристов. Стоимость их услуг варьируется от 3 до 20 тысяч долларов США за подготовку договора ГЧП, в зависимости от объема и сложности работ. Важно отметить, что если инициатором проекта выступает государственная сторона (например, акимат), она часто берет на себя расходы по подготовке документации и проведению конкурса. В таком случае частному партнеру остается лишь принять предложенные условия. Тем не менее, для обеспечения защиты своих интересов и адекватной оценки рисков, в крупных проектах компаниям целесообразно иметь собственного юриста.

Широкие возможности применения ГЧП

Механизм ГЧП доступен для использования практически во всех отраслях экономики. Законодательство не содержит прямых ограничений, за исключением небольшого перечня имущества, которое не подлежит передаче в рамках ГЧП.

Ключевое отличие ГЧП от государственных закупок заключается в том, что частный партнер принимает на себя часть рисков, связанных с созданием и последующей эксплуатацией объекта. При этом для предпринимателя должна быть четко видна перспектива получения прибыли. Для государства же основная выгода заключается в возможности рассроченной оплаты инфраструктурных объектов, что снижает моментальную нагрузку на бюджет. Договоры ГЧП в Казахстане могут заключаться на срок от 3 до 30 лет, при этом средняя продолжительность проектов составляет 5-10 лет. Гибкость условий договора позволяет сторонам максимально адаптировать его под специфику конкретного проекта, соблюдая при этом базовые требования законодательства.

Стабильность бюджета и финансовые гарантии

Одним из наиболее привлекательных аспектов ГЧП для бизнеса является появление кредитоспособного контрагента в лице государства. Государство гарантирует выполнение своих обязательств всем своим бюджетом – республиканским для министерств и местным для акиматов. Долгосрочный характер проектов ГЧП (в среднем 15-25 лет) обеспечивает предпринимателям стабильный и прогнозируемый денежный поток на протяжении многих лет. Это дает уверенность в загрузке производственных мощностей и постоянной востребованности услуг или продукции компании.

Шаймерден Чиканаев подчеркивает, что обязательства по проектам ГЧП защищены от секвестирования бюджета, что является значительным преимуществом по сравнению с государственными закупками, где риск сокращения финансирования существует. Это положение закреплено в Налоговом кодексе, гарантируя выполнение договорных обязательств в полном объеме.

Бюрократические барьеры и политическая поддержка

Несмотря на преимущества, предприниматели могут сталкиваться с бюрократическими препятствиями. Для инициации проекта местного уровня необходимо обращаться в соответствующие управления акиматов, а для проектов республиканского значения – в профильные министерства. Эксперт рекомендует начинать с официального письма с запросом о встрече, в которой, как правило, не должны отказывать.

Оперативность рассмотрения заявки во многом зависит от заинтересованности и компетенции государственного органа. Получение политической поддержки от местных исполнительных органов значительно ускоряет процесс. Однако существует риск, что при смене руководства (например, акима) проект придется заново презентовать новому составу, что может затянуть реализацию.

Управление рисками: валютные и отраслевые

Отсутствие в Казахстане 'длинных' и 'дешевых' денег затрудняет привлечение финансирования. Особое внимание следует уделять валютным рискам, особенно если расходы по проекту номинированы в иностранной валюте. Хотя в договорах ГЧП можно предусмотреть компенсацию государством девальвационных рисков, на практике государство редко идет на такой шаг. Поэтому критически важно четко разграничивать зоны ответственности за риски между государством и частным партнером еще на этапе формирования договора. Законодательство предусматривает типовые риски, такие как досрочное расторжение договора, забастовки, инфляционные колебания. Помимо этого, необходимо тщательно продумать и отраслевые риски.

Ожидания по прибыли

Существует распространенное заблуждение о низкой маржинальности проектов ГЧП. Однако, по мнению Шаймердена Чиканаева, это не так. Прибыльность проекта определяется множеством факторов, включая условия договора, ситуацию в отрасли и эффективность работы подрядчиков. Грамотное структурирование сделки и учет всех потенциальных рисков и затрат могут сделать проект ГЧП весьма доходным, подобно любому другому успешному бизнесу. И наоборот, непродуманные риски могут привести к разочарованию в ожиданиях по прибыли.

Возможность досрочного выхода из проекта

Досрочный выход из проекта ГЧП возможен, но сопряжен с определенными условиями. Как правило, договор ГЧП содержит положения, запрещающие смену акционеров или участников проектной компании без предварительного согласия государственного партнера. Нарушение этого условия может повлечь за собой досрочное расторжение договора и взыскание убытков. Переуступка прав на реализацию проекта другому юридическому лицу также требует согласия государственного органа и соблюдения требований конкурсной документации. По словам эксперта, на его практике случаи переуступки прав в проектах ГЧП пока не встречались.

Источник