Девять консорциумов, представляющих интересы компаний из Казахстана, России, Китая, Франции, Японии, Турции и Испании, подали заявки на участие в конкурсе по строительству линии легкорельсового транспорта (ЛРТ) в Алматы. Эта информация была размещена на официальном сайте ТОО «Алматыэлектротранс».
В декабре все претенденты пройдут проверку специальной комиссией на соответствие квалификационным требованиям. По результатам этой процедуры будет определен частный партнер для реализации масштабного инфраструктурного проекта.
В число конкурсантов вошли следующие консорциумы:
Отдельно стоит отметить заявку от консорциума LLP Alstom Kazakhstan, который объединяет четыре компании из Казахстана, Франции, Японии и Турции: Marubeni Corporation, LLP Alstom Kazakhstan, Gulermak и Meridiam.
Проект будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Планируется, что строительные работы продлятся два года, начиная с периода май-сентябрь 2019 года, а ввод линии в эксплуатацию намечен на 2022 год. Предварительная стоимость проекта оценивается в 94,2 млрд тенге.
Финансирование проекта будет распределено поровну: 50% обеспечит частный партнер, а остальные 50% — государство. Согласно конкурсным условиям, затраты на инфраструктуру составят 56,9 млрд тенге, строительство трамвайного депо — 5,1 млрд тенге, а на закуп 36 единиц подвижного состава будет выделено 36,5 млрд тенге.
К участникам конкурса предъявлялись строгие финансовые требования. Каждая компания в составе консорциума должна была обладать активами в размере не менее 800 млрд тенге на протяжении последних трех лет. Ежегодный доход должен был составлять не менее 900 млрд тенге, а капитал — не ниже 400 млрд тенге. Кроме того, обязательным условием являлась прибыльность компании в течение трех лет.
В обязанности частного партнера войдет детальное проектирование и строительство всей системы ЛРТ, включая депо. Сбор доходов от перевозок будет осуществлять государственный партнер, в то время как прочие доходы (от рекламы, розничной торговли) будут переданы частному партнеру. Государство будет производить выплаты частному партнеру, которые покроют инвестиционные расходы, затраты на управление и эксплуатацию, а также обеспечат соблюдение параметров качества.
После завершения строительно-монтажных работ частный партнер будет осуществлять эксплуатацию и обслуживание линии ЛРТ в течение 23 лет. По истечении этого срока, к 2042 году, проект полностью перейдет в собственность города.
По данным «Алматыэлектротранс», проект является выгодным для инвесторов. Ожидаемая рентабельность для частного партнера составляет 10-15% годовых. Договор предусматривает фиксированные платежи со стороны государства, что позволяет партнерам точно рассчитать риски. Планируется закупка современных подвижных составов со сроком службы 30-40 лет. Средняя скорость движения ЛРТ составит 20 км/ч.

