Компания KMG International, являющаяся ключевым зарубежным активом АО «НК «КазМунайГаз», была удостоена престижной награды Sustainability Innovation Award от Oracle за инновационное развитие и вклад в защиту окружающей среды. О программе цифровой трансформации, управлении бизнес-процессами, принципах развития экологически безопасного бизнеса и применении облачных технологий в нефтепереработке в интервью корреспонденту Центра деловой информации Kapital.kz рассказал Тимур Тазабеков, директор по IT группы компаний KMG International.
- Тимур Серикович, как давно KMG International работает с платформой Oracle Cloud?
- В целом, KMG International использует программные продукты Oracle с 2007 года. Непосредственно к использованию платформы Oracle Cloud мы приступили два месяца назад. Она служит нам в качестве хранилища для баз данных SAP ERP и репозитория архивных данных с предыдущей платформы Oracle EBS. Согласно законодательству Европейского союза, мы обязаны хранить эти данные в течение 10 лет. Ранее для этого требовался значительный объем серверов, которые мы размещали в нашем центре обработки данных в Бухаресте. Данный IT-проект является частью долгосрочной стратегии устойчивого развития группы, направленной на построение экологически безопасного бизнеса.
- Какие ключевые выгоды и преимущества компания получила от внедрения инфраструктуры и платформы Oracle Cloud?
- Во-первых, благодаря Oracle Cloud мы смогли существенно сократить операционные расходы на поддержку и обслуживание серверного оборудования. Во-вторых, мы упростили управление бизнес-процессами и обеспечили необходимую масштабируемость для реализации наших планов по устойчивому росту в нефтегазовой отрасли. И, наконец, переход на облачные технологии Oracle позволил нам уменьшить потребление электроэнергии на 20%. Ежемесячно мы теперь экономим 4,5 тыс. киловатт-часов (кВт/ч), что эквивалентно сокращению выбросов парниковых газов (CO2) в атмосферу на 1,5 тонны. Таким образом, мы вносим значительный вклад в снижение негативного воздействия на окружающую среду.
- Облачные технологии предоставляют компаниям возможности для ускоренного внедрения инноваций, повышения производительности, снижения затрат и использования передовых функций безопасности. Какие из этих аспектов наиболее важны для вашей компании?
- Все перечисленные опции являются для нас приоритетными и актуальными. Облако — это не просто технология, а целая бизнес-модель, предоставляющая инфраструктуру как услугу (IaaS). Такие технологические гиганты, как Oracle, Amazon, Microsoft и IBM, вкладывают огромные средства в свои центры обработки данных, чтобы обеспечить их максимальную производительность, безопасность и, что немаловажно, экологичность. На практике использование облачных платформ от ведущих провайдеров обходится значительно дешевле, чем содержание собственного ЦОД. За определенную плату компания получает доступ к виртуальным ресурсам для своих задач, высококлассное обслуживание и гарантию полной конфиденциальности данных. Использование облачных технологий позволяет KMGI не только экономить средства в перспективе трех лет за счет сокращения расходов на техническое обслуживание, управление и энергоресурсы, но и поддерживать экологически чистую среду, что является одной из наших стратегических целей.
- Какие трансформационные процессы и передовые практики вы реализуете для развития IT-архитектуры группы? Планируется ли дальнейшее расширение проектов на базе облачных технологий Oracle?
- У нас разработана IT-стратегия группы на пять лет, которая ежегодно пересматривается и актуализируется. Технологии развиваются стремительно, поэтому внесение корректировок — это закономерный и необходимый процесс. В стратегии определены дорожные карты развития нашей IT-экосистемы по ключевым направлениям бизнеса: производство, промышленные услуги, розничная торговля, трейдинг и логистика. Стоит отметить, что Oracle — не единственная облачная платформа в арсенале KMGI. Для корпоративной IT-среды мы также активно используем Microsoft Azure.
- Тимур Серикович, какие основные тренды в сфере IT-инноваций вы бы выделили для вашего бизнеса и отрасли в целом?
- Ключевыми трендами для нашего бизнеса, безусловно, являются большие данные (Big Data), искусственный интеллект и машинное обучение, а также интернет вещей (IoT) и промышленный интернет вещей (IIoT). Мы также изучаем возможность внедрения технологии дополненной реальности на наших НПЗ. Фактически, все эти «умные технологии» уже в той или иной степени находят применение в KMGI. Некоторые инициативы запущены в пилотном режиме или находятся на стадии внедрения, другие уже успешно имплементированы, и мы видим их положительный эффект. В корпоративном центре главные проекты — это большие данные (BI, Data management, Analytical Center), цифровое рабочее пространство и Procure to Pay. В рознице — это системы управления магазинами на АЗС, программа лояльности и мобильное приложение для клиентов Fill&Go. На производстве — управление предварительными процессами (Advance Processes Control), аналитика производственных процессов и пилотный проект по промышленному интернету вещей.
- Какие IT-решения, внедренные на производстве или в логистике, уже принесли компании прямую экономическую выгоду?
- В прошлом году на нефтеперерабатывающем заводе Petromidia в Румынии мы запустили пилотный проект по управлению предварительными процессами — Advance Processes Control. За счет автоматической регулировки производственного процесса нам удалось улучшить финансовый результат завода почти на 2 млн долларов США, при этом инвестиции в проект окупились за 4 месяца. В ближайшие три года мы планируем масштабировать это решение на все установки НПЗ Petromidia. Другое важное IT-решение, Terminal Automation System, было внедрено на топливных базах. Оно позволило минимизировать потери на нефтебазах и АЗС. Также мы внедрили систему Procure to Pay, которая автоматизировала процесс закупок, сократила их сроки и оптимизировала расходы.
- Применяет ли KMGI новые технологии и IT-решения в секторе розничных продаж?
- На наших автозаправочных станциях Rompetrol успешно функционирует карточная система Fill&Go. Это комплексная экосистема, которая значительно упрощает процесс заправки для клиентов. Корпоративные клиенты используют специальные кольца на бензобаках, которые автоматически распознаются считывающим устройством на пистолете колонки. Система отображает лимит, тип топлива и производит заправку, после чего все данные передаются клиенту.
- Согласны ли вы с утверждением, что в эпоху «Индустрии 4.0» конкурентное преимущество получает тот, кто своевременно оцифровывает свои бизнес-процессы?
- Безусловно. И в этом контексте я хотел бы выразить благодарность нашему руководству, которое не только с полной серьезностью относится к вопросам цифровой трансформации, но и оказывает всю необходимую поддержку. Программа цифровой трансформации в KMGI была запущена четыре года назад. Мы провели детальный анализ всех бизнес-процессов компании, выявили проблемные зоны и подобрали соответствующие IT-решения. Внедрение инноваций требует времени, но практика показывает, что этот процесс всегда приносит положительные результаты. Однако ему должен предшествовать тщательный анализ: определение приоритетов, разработка технического задания, расчет инвестиций и сроков окупаемости.
- Каков объем текущих инвестиций KMGI в цифровизацию производства и каковы сроки окупаемости этих вложений?
- В соответствии с дорожной картой цифровизации НПЗ Petromidia, в течение следующих 5 лет мы планируем инвестировать в цифровизацию процессов около 12 млн долларов. Сроки окупаемости варьируются в зависимости от конкретного проекта. Некоторые из них нацелены на немедленное получение результата, например, на увеличение прибыли. Другие же направлены на повышение эффективности, контроля или безопасности труда. На мой взгляд, успешный проект должен окупать вложенные средства в среднем не более чем за два года.
- Какие цифровые и облачные IT-решения KMGI планирует внедрять в ближайшие пять лет?
- На ближайшие пять лет в наших «Дорожных картах» запланировано более 100 проектов с IT-компонентом. Важно отметить, что к чисто IT-проектам мы относим в основном инфраструктурные изменения. По большей части наш IT-департамент выступает в роли «посла технологий» в KMGI. Мы исследуем рынок, проводим техническую экспертизу и находим оптимальные IT-решения для нужд бизнеса. Миссию IT в Группе мы сформулировали так: «Содействовать росту компании через инновации, надежные технологии и их рентабельность».

