Некоторые полагают, что у казахстанской автомобильной промышленности нет будущего. Однако за первые девять месяцев этого года в стране произведено около 22 тысяч легковых автомобилей. Продажи отечественных машин достигли исторического максимума: за полгода было реализовано более 7 тысяч единиц. Но почему в стране так слабо развиты производство автобусов и электромобилей? И почему чиновники все еще предпочитают иностранные автомобили, несмотря на поручение президента пересесть на отечественные? Об этом корреспонденту Kapital.kz рассказал председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов.
Газ или электричество
— Для Казахстана, который занимает девятое место в мире по запасам природного газа, гораздо актуальнее использовать именно газовое топливо, чем электрический транспорт. Хотя инфраструктуру для зарядки электромобилей можно развивать, основными препятствиями остаются сложность эксплуатации электромобилей в нашем климате и высокая стоимость их приобретения.
Перспективы автобусного рынка
— Казахстанский рынок автобусной техники весьма скромен по своей емкости. Организация производства автобусов — это сложный проект, особенно если делать ставку на дорогостоящие модели. Повышение уровня локализации автобусного производства требует значительных объемов, что в текущих условиях затруднительно. Для успешного производства любой техники необходимы гарантированные объемы спроса.
Выбор автомобилей для госструктур
— Это вопрос к государственным органам. Мы, как производители, готовы предложить широкий ассортимент автомобилей, от компактных внедорожников до представительских седанов. Использование импортных автомобилей в госзакупках — это неэффективная практика. В странах, развивающих свое автопроизводство, предоставление преференций местным производителям — это стандарт. Надеемся, что на законодательном уровне предпочтение будет отдаваться отечественным автомобилям, которые более экономичны и надежны в эксплуатации. В настоящее время треть всех закупок автомобилей в рамках госзакупок приходится на внедорожники Lada 4×4.
Влияние девальвации
— Ослабление национальной валюты влияет на потребительский спрос в большинстве отраслей, включая автомобильную. Автопроизводители адаптировались к таким условиям, и рынок постепенно восстанавливается. Сегодня около 50% покупателей предпочитают казахстанские автомобили, которые предлагают более выгодные цены на фоне валютной нестабильности.
Качество сборки
— В Казахстане производится 10 марок автомобилей, и каждая из них имеет свои особенности по качеству сборки и износостойкости. Контроль за качеством осуществляется технологическими партнерами, такими как General Motors и Hyundai Kia. Объемы производства в Казахстане меньше, чем на других рынках, что позволяет уделять больше внимания качеству каждого автомобиля, снижая уровень брака.
По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в январе-сентябре 2018 года в Казахстане было произведено 22 709 единиц автотранспортных средств, что на 70,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Основной рост пришелся на легковые автомобили, производство которых увеличилось на 82,6%. Производство автобусов сократилось в 1,9 раза, а грузовых автомобилей — на 17,2%. Общие расходы на приобретение автомобилей местного производства составили 119,7 млрд тенге, что на 59,6% выше, чем годом ранее.

