После поручений президента о мерах по снижению теневой экономики проект «1000 мест – уличная торговля» становится еще более актуальным для малого и среднего бизнеса
В этом году в столице более 600 предпринимателей начали легальный бизнес за небольшую плату за аренду. Экономисты считают, что, несмотря на некоторые сложности, у этого социального проекта хорошие перспективы.
Сегодня в Алматы, по некоторым данным, активно очищают улицы от неорганизованной торговли, закрывая продуктовые и овощные киоски. Это побуждает людей либо легализовать свой бизнес, либо закрыть его.
«Такие процессы неизбежны, так как доля теневой экономики в стране все еще велика. Поэтому все больше предпринимателей вынуждены будут легализовать свой бизнес», — считает управляющий директор аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана Павел Афанасьев.
Готовы ли мелкие торговцы овощами и фруктами платить налоги?
«Бизнес всегда делится на категории: супермелкий, мелкий, средний или крупный. Чем больше компания, тем больше у нее финансовых возможностей. В супермелком бизнесе налоги ведут к дополнительным расходам. Кто-то готов к этим расходам, а кто-то нет. Поэтому, предъявляя требования к мелким предпринимателям, нужно, чтобы они были максимально безболезненными. Если они увеличивают нагрузку с точки зрения отчетности операционных расходов, лучше, чтобы эти нагрузки были минимальными, возможно, даже на начальном этапе нулевыми. Это поможет бизнесу научиться работать прозрачно», — отмечает он.
Между тем, под легальной формой бизнеса подразумевается проект «1000 мест – уличная торговля». По данным оператора программы АО «СПК Astana», за два года в проекте приняли участие более 1200 предпринимателей, привлечено более 1,1 млрд тенге частных инвестиций. Программа была разработана и запущена в 2016 году. Ее цель — предоставление в аренду небольших земельных участков на выгодных условиях для ведения бизнеса. Стоимость квадратного метра на семь лет — всего 20 тысяч тенге за год аренды. Участки предоставляются только малому и среднему бизнесу. Чтобы участвовать, предпринимателю необходимо иметь два документа: справку об отсутствии налоговой задолженности и свидетельство о регистрации ИП.
«Если это выгодно предпринимателям, почему бы и нет, — говорит Павел Афанасьев. — Это как в Объединенных Арабских Эмиратах, где ты покупаешь патент, и тебя никто не трогает. Тем более президент поручил сократить ненефтяной дефицит с нынешних 10% до как минимум 5%. Это возможно только за счет увеличения налогов. Короче говоря, нужно, чтобы бизнесмены начали платить налоги. За рубежом даже в маленьком кафе можно что-то заказать за безналичный расчет. У нас на рынке такое невозможно, у большинства даже нет кассового аппарата».
Однако предприниматели жалуются, что в рамках проекта «1000 мест – уличная торговля», уплатив аренду, они обязаны за свой счет строить павильон и подключать его к коммуникациям, что зачастую стоит очень дорого.
«Если нет коммуникаций — это неправильно. У малого бизнеса и так денег немного. С другой стороны, на первом этапе предприниматели платят бюджету всего 20 тыс. тенге и бюджету ничего от этого не будет», — считает эксперт.
Другой проблемой является проведение аукционов на лучшие участки для уличной торговли. Бизнесмены жалуются, что лучшие места по высоким ценам скупаются состоятельными предпринимателями, оставляя мало шансов для начинающих.
«Я все-таки думаю, что проведение аукционов — это правильно. Если есть завышенные цены, никто не придет, и цена обязательно снизится. Это нормальная система любого аукциона. Кроме того, бизнесмены на аукционах часто знают друг друга. Это тоже влияет на цену. Это абсолютно нормально, в развитых странах это есть. Как и сама уличная торговля. Без такого проекта, как "1000 мест – уличная торговля", малый бизнес не сможет существовать и перейдет в подчинение крупного бизнеса. В этом случае людям придется работать только в торговых центрах и там платить аренду», — считает старший партнер Центра стратегических инициатив Олжас Худайбергенов.
Чем торгуем
По данным «СПК Astana», свыше 600 столичных предпринимателей начали свой бизнес в этом году благодаря программе «1000 мест – уличная торговля». Арендаторы чаще всего продают овощи и фрукты. Для этих целей было арендовано 220 мест. На втором месте — фастфуд — 189. 66 мест было арендовано для торговли продуктами питания, 50 — под цветы, 27 — технический сервис, 22 — детские услуги, 3 — бытовые услуги и сувениры, 1 — оказание финансовых услуг.
На данный момент на 392 столичных объектах, действующих в рамках программы по развитию уличной торговли, установлены специальные QR-коды. «QR-код установлен с меткой технологии NFC, которую подделать невозможно. Наведя свой телефон на данный код, можно получить всю необходимую информацию о предпринимателе, названии ИП или ТОО, в целом о деятельности компании», — сообщают в «СПК Astana».

