Вход

Что ожидает рынок логистики в ближайшем будущем?

29 октября 2018 13:14

Неизбежные изменения в логистическом бизнесе Казахстана

- Алексей Сергеевич, сколько лет ваша компания TransLine работает на рынке Казахстана?
- Мы начали работу в Казахстане в мае 2013 года. До этого компания функционировала в России, где я долгое время жил и работал. Моя карьера началась с доставки материалов из Китая, но в 2009 году, в условиях кризиса в России, я решил более серьезно заняться логистикой. Шаг за шагом мы развивались: сначала одна машина, затем вторая, третья, и так мы пришли к проектной логистике для министерств здравоохранения и обороны РФ. Однако, будучи уроженцем Казахстана, я осознал, что наш опыт можно применить и на родине. Я сделал TransLine финансово независимой от московских активов, чтобы проверить её самоокупаемость и создать казахстанский продукт без иностранных инвестиций. В течение первых трех лет мы строили репутацию, анализировали рынок и изучали торговлю в Казахстане. Часть доходов шла на развитие и заработные платы, остальное — на капитализацию. Сейчас у нас три офиса: два в Алматы и один в Шымкенте, и штат из 20 сотрудников. Мы не спешим увеличивать персонал, так как это требует времени на адаптацию и обучение, чтобы новые сотрудники работали эффективно и не повредили репутации компании.

- Какие особенности ведения бизнеса в России и Казахстане вы могли бы выделить?
- Казахстанский рынок отстает от российского на 3-5 лет. В России уже произошли такие процессы, как трансформация рынка логистики, укрупнение бизнеса и переход на IT-технологии. В Казахстане всё это еще предстоит сделать. Основное препятствие — слабая капитализация логистических компаний. Для модернизации нужны средства, а интерес инвесторов пока слаб. Рынок логистики остается серым и непрозрачным. Чтобы привлечь инвестиции, нужно сделать процессы более прозрачными, чтобы инвесторы могли оценить риски и возврат вложений. Мы уже два года работаем над этим: переводим частников в индивидуальные предприниматели, ищем перспективных перевозчиков и предоставляем им постоянную работу. Мы стремимся стать национальным автоперевозчиком, так как эта ниша свободна. В отличие от железнодорожных и авиаперевозчиков, автоперевозчика, работающего в интересах государства, пока нет.

- Каковы основные факторы, влияющие на стоимость грузоперевозок?
- Стоимость услуг — это краеугольный камень на рынке логистики. Приведу пример: если дистрибьютор дорогой техники запрашивает цену на перевозку, мы сначала узнаем стоимость товара. Когда мы называем цену за транспортировку, клиент может начать торговаться, хотя на фоне общей стоимости товара это незначительно. Особенно это касается товаров, где даже небольшая разница в цене может существенно повлиять на конечную стоимость. Мы стараемся объяснять клиентам, что входит в стоимость наших услуг и почему цены именно такие. Мы строим долгосрочные отношения с партнерами, а не демпингуем рынок. TransLine активно сотрудничает со страховыми компаниями, чтобы фрахтинг не превышал 5% от стоимости перевозки. Выбирая транспортную компанию, важно учитывать не только стоимость услуг, но и репутацию перевозчика.

- Какой период времени наиболее востребован для автоперевозок?
- Спрос на грузоперевозки есть всегда, но в январе-феврале, когда планируются бюджеты и заключаются новые договоры, логистика больше осуществляется на бумаге. Весной и летом все казахстанские перевозчики заняты вывозом плодово-овощной продукции из Ташкента в Москву. Когда сезон в Узбекистане заканчивается, автоперевозчики переориентируются на Китай. В зависимости от сезона меняется и стоимость перевозок. Мы заключаем годовые контракты с фиксированной стоимостью, чтобы наши клиенты могли планировать затраты. Это особенно важно для ретейлеров, работающих на длительных контрактах.

- Какой автопарк у вашей компании на данный момент?
- Мы пока не увеличиваем свой автопарк. Сейчас невыгодно брать машины с двигателями внутреннего сгорания в лизинг на 10 лет, так как скоро на рынке появятся электрофуры. Мы планируем перейти на электрофуры и закупим несколько таких машин для перевозок по направлению Европа-Казахстан. Это поможет нам в конкурентной борьбе.

- За счет каких средств вы планируете приобрести электрофуры?
- Мы ведем переговоры с зарубежными инвесторами из Литвы и Латвии, которые хотят выйти на казахстанский рынок логистики. Возможно, будет создано совместное предприятие. Мы надеемся, что цены на перевозки снизятся как минимум на 20% благодаря экономии на топливе и закупке запчастей. Мы также запустили проект с европейской компанией по дисконту на топливо и оплате платных дорог.

- Сколько у вас клиентов сейчас?
- Около 70-80% наших клиентов — постоянные. Среди них 30 крупных казахстанских и зарубежных компаний. Мы нацелены на долгосрочное сотрудничество с перспективными компаниями. Наши постоянные клиенты экономят на логистике в среднем 10-20% от рыночной цены в год.

- В какие страны TransLine экспедирует грузы?
- 70% наших перевозок — внешняя логистика, 30% — внутренняя. Мы работаем по направлениям: Латвия, Литва, Грузия, Россия, Беларусь, Иран, Узбекистан, Туркменистан, Афганистан, Таджикистан и Кыргызстан. Мы занимаемся доставкой грузов в Афганистан, что является уникальным направлением для казахстанских птицефабрик.

- Какими достижениями вы особенно гордитесь?
- Мы создали кафедру «Логистика» в университете Нархоз и взаимодействуем с UIB, предоставляя студентам возможность пройти практику в нашей компании. В прошлом году на Центрально-Азиатском торговом форуме TransLine признали лучшей транспортно-логистической компанией в Центральной Азии.

- Каковы ваши планы на будущее?
- Мы планируем дождаться своих выпускников и получить собственный автопарк. Мы также хотим открыть офисы в Уральске и Астане или Караганде. В среднесрочной перспективе — выход на рынки Кыргызстана и Таджикистана с открытием филиалов. Мы стремимся к укрупнению бизнеса за счет поглощения мелких компаний и открытия на их базе региональных офисов и складов. Это поможет нам создать современный логистический продукт и предложить полноценный аутсорсинг логистики.

Источник