По данным премьер-министра РК, ежегодно в Казахстане образуется до 6 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО). За восемь месяцев 2018 года этот показатель составил 3,2 млн тонн, из которых переработано и утилизировано около 330 тыс. тонн, что составляет 10,5%. В 2017 году — 9%, а в 2016 — 2,6%. По информации Минэнерго, в стране работают более 130 предприятий, занимающихся сортировкой и переработкой отходов.
Вячеслав Попов, изучив рыночные показатели, увидел перспективы в направлении переработки вторсырья и запустил проект «Алматы Утилизация». «Около пяти лет назад я заметил, что в других странах вторсырье рассматривают как ценный ресурс. Уже тогда тренд на переработку отходов полного цикла набирал обороты. Было очевидно, что это перспективное направление, но для его развития нужны значительные ресурсы: финансовые, административные и квалифицированный персонал», — отметил бизнесмен.
От идеи до реализации
Я всегда занимался предпринимательством. Идею вынашивал последние пять лет. В итоге мы начали с 10 млн тенге. Сняли помещение, подготовили несколько коммерческих предложений, провели переговоры, наняли людей, приобрели основные инструменты и начали работать. Пять лет назад я увидел, что в других странах вторсырье ценят. Уже тогда тренд переработки полного цикла отходов стремительно нарастал. Было понятно, что это перспективное направление. Но для его реализации нужны значительные ресурсы: финансовые, административные и квалифицированный персонал.
Государственная поддержка в этой отрасли крайне важна. Пока государство не приняло политику и программу развития отрасли вторичной переработки, она оставалась в зачаточном состоянии. Однако вмешательство государства может привести к появлению монополистов с большими административными и финансовыми ресурсами. Единственное их ограничение — это умение создавать процессы и бизнес.
Перед запуском проекта я говорил, что займусь этой деятельностью. Сначала многие скептически относились к идее. Но когда мы начали расти и привлекли крупных клиентов, на нас обратили внимание. Сейчас мы ведем переговоры с Нацпалатой, разрабатываем новые бизнес-планы, финансовую модель, исследуем рынок. Через «Даму» ведем переговоры на получение кредита для развития. Мы стартап и можем получить субсидирование до 19 млн тенге. Это было бы полезно для закупки первичного оборудования.
Акимат также скептически отнесся к идее, но позже несколько департаментов поддержали её, и сейчас мы прорабатываем участие в реализации и закрытии потребности акимата по раздельному сбору мусора.
Рынок переработки
Как показывает опыт, в Казахстане, особенно в Алматы, было около 10 проектов, которые пытались заниматься утилизацией. Они появлялись и исчезали. Было много компаний, занимающихся вывозом и сортировкой твердых бытовых отходов. Сейчас для физических лиц рынок устоялся, есть явный лидер — компания АО «Тартып». У нас есть совместные проекты. Они монополисты по рынку ТБО в Алматы. Более 80% рынка принадлежит им. За оставшиеся 20% борются 180 компаний.
Изучая рынок, я понял, что здесь много денег, но за них идет ожесточенная борьба. Сейчас, когда рынок сложился, я заметил, что вместе с металлом на базу поступают автошины, пластик, отработка машинного масла, аккумуляторы, стекло. Я задумался: а куда все это девается? Оказалось, что на это есть «черный» покупатель. Чаще всего компании неофициальные, работают только с наличными. Самый сложный рынок — это рынок отработки машинного масла и аккумуляторов. Официально работают одна-две компании, остальной рынок — теневой.
Но мы решили идти на этот рынок и начали с того, что умеем: со сбора, сортировки и утилизации металлолома. Мы собираем несколько видов фракций — это черный металл. Сортируем его, подготавливаем. Эти заготовки отправляем на три завода, которые производят из него продукцию на экспорт. Использование вторичного сырья в первичном изделии значительно сокращает его себестоимость.
Наша глобальная идея — помочь Казахстану стать конкурентоспособным, поднять отрасль вторичного сырья. Проблема в том, что отсутствует первичная культура у тех, кто его генерирует. На рынке уже сложилось развитие культуры. Есть один качественный игрок, который подходит к этому с умом. Это компания «Тартып».
Глобальная миссия
Мы выбрали нишу — это работа с юридическими лицами. Наша глобальная миссия — помочь компаниям сформировать культуру раздельного сбора сырья, который можно использовать вторично. Например, если это металлообрабатывающее предприятие, мы учим их сортировать отходы по разным контейнерам в начале работы. Лучше это делать в месте образования отходов, чем потом пытаться рассортировать, когда будет большое количество примесей.
В чем наше отличие от большинства конкурентов? Обычно за вывоз ТБО платит организация. Мы изменили эту схему и сами платим организациям за весь «мусор», который вывозим. В этом наше отличие от компаний, занимающихся сбором ТБО от физических лиц. Также мы помогаем сформировать эту культуру и объясняем, как формировать фракции.
Проблемы отрасли
Большая проблема этой отрасли — дорогая логистика. Например, собрали мы 1000 пластиковых бутылок (каждая весит 35-40 граммов). Чтобы их вывезти, нужно платить за рейс грузовика. Если это твой грузовик, его себестоимость около 11 тыс. тенге. Если наемный, около 25 тыс. Даже если купить тонну пластика за ноль тенге, по приезде на базу он уже будет стоить 25 тыс. Полежав на ней несколько дней, он опять вырастет в себестоимости из-за аренды базы, персонала и т.д. Тут важна скорость бизнес-процесса. Также ежедневно нам мешает отсутствие экспертов в этой отрасли.
Мы выбрали приоритетные отрасли для старта. Это металл, аккумуляторы, пластик, прессованная бумага и, возможно, стекло. Сейчас запущено направление по металлу, пластику, аккумулятору и сбору, обработке машинного масла. Есть проблема, что рынок привык работать «вчерную». Коррупция и проверки ведут к тому, что отрасль не будет развиваться.
Сборщик и утилизатор
Я пришел к выводу, что лучше разделить два понятия — сборщик и утилизатор. Сборщик — это компания, занимающаяся переговорами, покупкой, логистикой, сборкой. Утилизатор — это компания, которая получает большой объем сырья и перерабатывает его. Мы на первом этапе в две отрасли рваться не будем. Сначала решили научиться собирать сырье. У нас есть понимание, какой объем и по какой себестоимости нам нужен.
На данный момент с BI Group мы запускаем пилотный проект — комплексная утилизация строительной площадки. С 2019 года изменятся требования к вывозу строительных отходов на полигон. Это будет проблема для строителей. Мы всегда стараемся взять готовое решение и применить его на нашем рынке.
Гибкость и сотрудничество
При правильном развитии индустрии и сборе-переработке вторичного сырья, мы станем конкурентоспособными на экспортных рынках. Мы молодые ребята, протекции от государства у нас нет, поэтому начинаем с малого. Мы растем большими объемами. У нас идеология, что любого конкурента можно превратить в партнера. Вопрос конкуренции — это вопрос ограничений в голове. С любым игроком рынка можно договориться о разделе сферы влияния или совместной деятельности.
Как только мы начнем собирать объем, будем ставить свои перерабатывающие предприятия. Пока мы сборщики и сортировщики. Наш приоритет — это средние предприятия Алматы и Алматинской области, занимающиеся производственной деятельностью. У них образуются фракции: металл, пластик, бумага, аккумуляторы. Мы присматриваемся к стеклу и компаниям, у которых много старой автотехники. С самого начала мы закладывали коммерческую эффективность без госсубсидий и господдержки. Стараемся сами. Если получится поработать с государством, то мы готовы.

