С 22 по 24 октября 2018 года в Ереване пройдет III Международный форум евразийского партнерства, где основное внимание будет уделено обсуждению возможностей технологического развития стран ЕАЭС. В рамках саммита также запланированы встречи для решения накопившихся проблем.
Казахстанские производители алкогольной продукции надеются на подписание соглашений о едином алкогольном рынке ЕАЭС. На данный момент основным спорным вопросом остается казахстанский обеспечительный платеж. Президент ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции Казахстана «КазАлко» Амиржан Калиев рассказал «Капитал.kz» о том, кто и когда ввел этот платеж и почему его следует отменить.
Экономическая интеграция — процесс сложный, и рынок алкоголя — яркий тому пример. «Рынок Казахстана открыт для поставок российского алкоголя с 1 июля 2010 года. Однако обратного потока не наблюдается. В 2011 году на экономической комиссии в Москве мы подняли вопрос о том, почему наш алкоголь не поступает в Россию. Началась разработка документов и согласование вопросов, — говорит Амиржан Калиев. — В 2013 году Россия потребовала унификации акцизов, и Казахстан увеличил свои акцизы в 4,5 раза!»
Тем не менее, это не решило всех противоречий, и Россия ввела обеспечительный платеж для участников рынка. Суть его в том, что перед продажей или ввозом иностранного алкоголя компания должна заморозить определенную сумму на специальном счете за каждый литр алкоголя. В 2018 году ставки обеспечительного платежа в РФ варьировались от 45 руб. за винные изделия до 436 руб. за литр водки. После уплаты акциза деньги возвращаются или аннулируются.
Казахстан, считая, что Россия ограничивает возможности казахстанских производителей, разработал контрмеры и в 2015 году ввел аналогичный обеспечительный платеж, но только для импортного алкоголя. Производителей это не коснулось.
Размер платежа составил 1 МРП (сейчас это 2405 тенге) за литр водки. Условия в Казахстане были более жесткими, чем в России. Там платеж возвращается импортеру сразу после получения товара, в Казахстане же это только начало процесса импорта. После него следует уплата акцизов и оформление товара. Платеж возвращается только в конце этой цепочки.
В итоге средства замораживаются на счетах налоговых органов на 3-4 месяца. Ежегодно таким образом из оборота компаний изымаются 24 млрд тенге, и это продолжается уже третий год подряд.
Самое главное — обеспечительный платеж не ограничил импорт алкоголя, а сократил внутреннее производство крепких напитков. «Платеж должен был стать барьером для импорта, но этого не произошло, — признает Амиржан Калиев. — Сейчас „КазАлко“ выступает за отмену этого нелогичного и несправедливого регуляторного инструмента».
Теперь стало ясно, что обеспечительный платеж нарушает закон. Во-первых, при его введении не был проведен анализ регуляторного воздействия, как требует Предпринимательский кодекс. Во-вторых, платеж дискриминирует иностранных производителей, нарушая нормы ВТО.
За три года действия платежа ухудшились условия для предпринимателей в импорте, дистрибуции, ретейле и сегменте HoReCa. Потребители столкнулись с ростом цен и частично переключились на нелегальные продукты. Уменьшилась конкуренция, с рынка ушли десятки мелких и средних импортеров, усилилось монопольное положение крупных компаний, которые также страдают от замораживания средств. Платеж не принес выгоды для госбюджета.
По словам Амиржана Калиева, позицию «КазАлко» поддерживают в правительстве, министерстве финансов и министерстве нацэкономики РК. Их представители на саммите ЕАЭС в Ереване выступят за рынок без искусственных ограничений. «Российский рынок велик, его объем составляет 70 млн декалитров в год. Если устранить барьеры, оставшиеся условия для нас приемлемы, — говорит Амиржан Калиев. — Российский рынок требует полной прозрачности и мониторинга производства и поставок в режиме онлайн. Технически мы к этому готовы».

