Год назад в Алматы начала свою работу High Tech Academy — первая школа в Казахстане, использующая проектное обучение (PBL). В текущем учебном году школа стремится к получению международного статуса, и к этой цели ее ведет новый директор — финский эксперт по начальному и среднему образованию Никке Кескинен. С его приходом в начальные классы внедрены принципы финской образовательной системы. Портал «Капитал.kz» пообщался с руководителем школы, чтобы обсудить инновационные подходы в обучении.
Феномен финского образования стал известен в 2000 году, когда впервые провели тест PISA, оценивающий образовательные достижения школьников. Финские учащиеся показали наилучшие результаты, и с тех пор Финляндия стабильно входит в пятерку лидеров.
Эти достижения отражаются и в других сферах. Недавно исследование назвало финнов самыми счастливыми людьми в мире. Никке Кескинен связывает это с развитием системы образования Финляндии, где детей принимают такими, какие они есть, и помогают раскрыть их потенциал.
В ходе беседы мы обсудили, сколько реформ пережила финская модель образования. Оказалось, что реформы проводятся каждые 10 лет. Последняя была в 2014 году, и это уже третья реформа с 1993 года, когда Кескинен начал свою карьеру.
— Это естественный процесс обновления или закрепленный законом алгоритм?
— Это реакция на изменения в мире. Например, в 2004 году школы стали ориентироваться на развитие трансверсальных компетенций. Национальная программа утверждается министерством, но школы имеют свободу в ее реализации. Реформа 2004 года дала школам выбор: остаться в традиционной системе или развивать компетенции. Реформа 2014 года сделала акцент на развитии компетенций. Мы готовим детей к будущему, где исчезнут многие профессии. PBL адаптируется к возрасту учеников: младшие учатся через игру, средние через проекты, старшие через сложные концепции.
— Что означает термин «трансверсальный» в школьной педагогике?
— Это семь компетенций: умение учиться, культурное взаимодействие, забота о себе и других, мультиграмотность, использование технологий, предпринимательские навыки и участие в обществе. Эти компетенции — основа обучения в течение всей жизни.
— В какой степени ваша школа финская?
— Финские школы вне Финляндии невозможны. У нас есть элементы, делающие школу финской: эдвайзери-группы, медицинская поддержка, разнообразное питание и безопасность. Мы создаем комфортную среду для обучения.
— Как формировался преподавательский состав?
— Это новое для Казахстана, и готовых специалистов нет. Наши учителя должны владеть тремя языками и работать в команде. Мы — самообучающаяся организация, где учатся и дети, и взрослые.
— Это коммерческий проект?
— Нет, это не коммерция. Мы арендуем здание, и взносы родителей не покрывают бюджет. Строится новое здание на 600 мест, и задача — сделать образование доступным среднему классу.
— Как проходит процесс международной сертификации?
— Мы стремимся войти в глобальную сеть школ, использующих проектное обучение. Для этого нужно пройти аудит качества и аккредитацию в Финляндии. Это даст академическую свободу и рекомендации для улучшения.
— Какова учебная нагрузка на детей?
— У нас шесть классов. Дети учатся с 8:15 до 14:30, старшие — до 16:30. У нас есть клубы: робототехника, шахматы и другие. Каждый день шесть уроков по 45 минут. Учителя следят за состоянием детей и адаптируют процесс обучения.
— Какие проблемы должна решать школа?
— Каждый ребенок уникален и имеет право на качественное образование. Мы работаем над поощрением учеников, развитием критического мышления и созданием обучающей среды.
— Не возникнут ли у детей проблемы в обществе?
— Уверен, родители понимают, какое будущее нужно их детям.

