Вход

Рынок, растущий на сотни процентов в год

12 сентября 2018 10:00

Почему стартап по прокату электросамокатов не развивается в Казахстане?

С изменением транспортной ситуации в Алматы стало очевидно, что рынок требует альтернативные средства передвижения. Все больше жителей города предпочитают электросамокаты, которые начали вытеснять традиционные велосипеды. Издание «Капитал.kz» изучило текущие тренды и выяснило, что инвестиции в этот сегмент могут быть прибыльными, так как рынок электрического транспорта ежегодно увеличивается на сотни процентов. Однако, несмотря на эти перспективы, первый казахстанский стартап по шерингу электросамокатов не планирует развиваться внутри страны.

Основные поставки электросамокатов идут из Китая

Жамиля Кадырова, исполняющая обязанности директора маркетинговой компании ТОО «Kazdata», отмечает взрывной рост рынка электросамокатов. По её данным, в 2014 году в страну было ввезено электротранспорта на сумму $553,7 тыс., в 2015 году — на $1,217 млн, а в 2017 году — почти на $7,5 млн. В Россию в 2016 году было ввезено аналогичного товара на $6,4 млн.

За первые три месяца текущего года в Казахстан было ввезено электротранспорта на сумму $975 тыс., что на треть больше, чем за аналогичный период 2017 года. Китай остается главным поставщиком, откуда в 2017 году было ввезено 182 506 единиц электротранспорта. Следующими по объему поставок идут Россия, Тайвань, США и Нидерланды.

Электросамокаты будут вытеснены электровелосипедами

Андрей Горлач, категорийный менеджер ТОО «Vendor», говорит, что рынок электротранспорта в стране не требует особых маркетинговых исследований, так как риски минимальны. ТОО «Vendor» является официальным дистрибьютором Xiaomi, одного из крупнейших производителей электросамокатов.

Андрей Горлач отмечает, что продажи электросамокатов ежегодно растут на сотни процентов. В 2014 году компания Vendor привезла и продала 100 электросамокатов за один день. В прошлом году рост продаж составил 300%, а у некоторых коллег — 500-600%. В следующем году компания ожидает увеличение продаж на 7 тыс. единиц.

По словам Горлача, пять компаний — официальных дистрибьюторов электросамокатов — контролируют 70% рынка. Остальные 30% занимают поставщики «серой» продукции. Он считает, что рост продаж электросамокатов сохранится, однако доли участников будут снижаться из-за прихода новых игроков.

В ближайшие три года электросамокаты будут вытеснены новыми разработками, такими как роликовые электроплатформы. Эти устройства можно будет носить в сумке и использовать по мере необходимости. Ожидаемая цена в Казахстане составит 85-100 тыс. тенге.

Также растет интерес к новым моделям электровелосипедов, которые становятся более компактными и доступными по цене. Их стоимость, вероятно, не превысит нынешние цены на электросамокаты. Концепция велотранспорта, подразумевающая физическую активность, больше соответствует запросам казахстанцев.

Казахстанский стартап Arba нацелен на рынки Азии и Европы

Несмотря на потенциал, рынок аренды и шеринга электросамокатов в Казахстане не привлекает предпринимателей из-за высоких рисков угона. Издание «Капитал.kz» нашло примеры, когда прокатные точки не смогли проработать и до осени.

Первый казахстанский стартап по шерингу электросамокатов Arba планирует протестировать модель в Алматы, а затем перенести бизнес в Юго-Восточную Азию и Европу. Организатор стартапа Лазиз Назаров опасается развивать бизнес в Казахстане из-за отсутствия инфраструктуры и менталитета, который уже стал проблемой для системы велошеринга Ofo.

Проект Arba предлагает систему доступа к самокатам в любой точке города без привязки к станциям. Найти транспорт можно будет через мобильное приложение, активировать — с помощью QR-кода. Стоимость поездки будет включать фиксированную плату и поминутную оплату. Лазиз Назаров уверен, что горожане готовы к таким тратам.

Идея шеринга электросамокатов пришла Назарову год назад, когда в мире не было подобных примеров. Сейчас такие услуги становятся привычными, а вандализм и кражи минимальны.

Приложение Arba почти готово, но пока недоступно для пользователей. После тестирования связи между программой и самокатами Назаров планирует инвестировать $20 тыс. в покупку 35 электросамокатов с блоками безопасности из Китая и запустить шеринг в парке. После успешного тестирования проект будет расширен в Сингапуре и Европе.

Лазиз Назаров уверен, что сможет предложить конкурентные условия. Главным преимуществом проекта станет качество обслуживания самокатов. Стартап не будет передавать эту функцию на аутсорсинг, а займется этим самостоятельно.

По оценкам Назарова, в 2017 году мировой рынок электросамокатов составил $650 млн, занимая 8% от всего электротранспорта. К 2024 году доля электросамокатов достигнет 14%. Предприниматель рассчитывает заработать первый миллион долларов через три года.

f815d6cec7e98c1584864c2497c.png

Источник