Как сделать бизнес более конкурентоспособным? Как использовать потенциал города для развития МСБ и создания новых рабочих мест? Эти и другие важные вопросы обсуждали на площадке акимата Алматы, где представители государственных органов делились своими инициативами по улучшению бизнес-среды. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам директора по проектам Центра стратегических инициатив (CSI), для повышения конкурентоспособности страны необходимо сосредоточить усилия на развитии обрабатывающей промышленности и транспортного потенциала. Увеличение доли малого и среднего бизнеса и создание новых производств помогут защитить рынок от влияния курса доллара.
«Предпринимателей волнует изменение курса доллара. Вопрос, который мы обсуждаем сегодня, напрямую связан с этой проблемой. Мы должны построить устойчивую экономику, которая невозможна без сильного бизнеса. Как сделать наш бизнес более эффективным? Он должен удовлетворять потребности клиентов. Государство должно создать условия для развития МСБ и производства. В свою очередь, предприниматели должны стремиться производить качественные товары и услуги», — отметил Бахытжан Саркеев.
Сегодня Казахстан занимает седьмое место в Глобальном индексе конкурентоспособности ВЭФ среди 137 стран. В первую пятерку входят страны с развитой экономикой и высоким уровнем благосостояния граждан (Швейцария, США, Сингапур, Нидерланды). Мы должны стремиться к их уровню, подчеркнул спикер.
«Текущая ситуация такова: у нас есть проблемы в макроэкономической среде. Экономика уязвима к внешним шокам, что демонстрируют изменения курса доллара. У нас развиты финансовый рынок и конкурентоспособность компаний. В рейтинге Doing Business, оценивающем условия ведения бизнеса, Казахстан занимает 36-е место среди 190 стран. Это хороший результат, но необходимо улучшить подключение к электроснабжению, получение кредитов и экспортно-импортные операции. Эти рейтинги помогают правительству выявлять слабые места и принимать меры», — добавил спикер.
Устойчивость бизнеса напрямую связана с конкурентоспособностью экономики. Исследования показывают, что в Казахстане не хватает качественных поставщиков. В основном это компании среднего уровня, использующие дешевые ресурсы вместо передовых технологий.
«Поэтому мы на 114-й позиции. Нужно увеличивать количество поставщиков, что также влияет на курс доллара. Пока мы не построим экономику с преобладанием обрабатывающего сектора, мы будем подвержены внешним шокам. Основная задача — увеличить долю обрабатывающего сектора и создавать новые производства. Нужно улучшать качество поставщиков, развивать в Алматы кластеры легкой промышленности и туризма», — заявил руководитель.
По сравнению с другими регионами Казахстана доля малого и среднего бизнеса в Алматы развивается успешно. Для достижения высокого уровня благосостояния, влияющего на устойчивость экономики, она должна составлять не менее 50%. Сегодня по республике этот показатель составляет 27%, а в Алматы — более 30%.
«Наш бизнес в основном сосредоточен в секторе строительства и торговли (43%). Нужно увеличивать количество субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности, — отметил Бахытжан Саркеев. — Чтобы тенге стал более устойчивым, необходимо увеличивать долю обрабатывающей промышленности. У Алматы есть потенциал. Мы можем производить широкий ассортимент продукции, от продуктов питания до напитков. В городе есть энергетический и транспортный потенциал, туризм. Это нужно развивать».
В Алматы насчитывается 700 предприятий крупного, малого и среднего бизнеса.
Заместитель директора департамента стратегического планирования и анализа МНЭ РК Бауржан Турлубеков рассказал о кредитах и смягчении кредитной политики банков второго уровня. В 2018 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП достигла 27%, в 2017 году она составляла 25,6%. Цель — 50%. В Японии доля МСБ составляет 90%, что повышает устойчивость экономики. По словам Бауржана Турлубекова, ослабление курса увеличивает риски и стоимость кредитов, что привело к росту ставки до 13,7% в 2017 году.
Для поддержки предпринимателей внесены изменения в законодательство: сокращены информационные инструменты, уменьшены сроки проверок, упрощены инвестиционные процедуры. Планируется автоматизация всех процедур и мер господдержки, что сократит отчетность на 30%.
Важным остается вопрос улучшения инфраструктуры.
«В сфере инфраструктуры главный индикатор — улучшение автомобильных дорог, гражданской авиации, железных дорог и морских путей. В рамках программы развития Алматинской области запланирована реконструкция более 1300 км автодорог по проекту „Западная Европа — Западный Китай“. Завершен участок автодороги Алматы — Хоргос длиной 305 км. Для ввода транзитного транспорта и разгрузки улиц Алматы в мае начато строительство большой Алматинской кольцевой дороги длиной 66 км. В Казахстане проводится модернизация железных дорог. Железнодорожные вокзалы приводятся в соответствие с национальными стандартами. Завершено строительство второго пускового комплекса паромного терминала в порту Курык. Завершены строительство нового пассажирского терминала аэропорта Астаны и реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Алматы. Субсидировано 17 внутренних авиамаршрутов, открыто 13 новых международных», — резюмировал заместитель директора департамента технологического и инновационного развития МИР РК Куралбай Бухарбаев.

