Оружие как способ самодисциплины В Алматы с уважением к японским традициям, насчитывающим пять столетий, возрождаются древние боевые искусства. "Ритуалы и этикет имеют для нас огромное значение. Это дань уважения основателю нашей школы Морихэю Уэсибе, залу, учителям и друг другу", — рассказывает Динмухамед Шуланбаев. "Ритуалы являются частью медитативной практики, развивающей осознанность и внимание. Фокусируя внимание, человек становится более собранным, что важно для дисциплины. Практика способствует развитию внутренней силы". После ритуальных действий с мечом — извлечения из ножен, подготовки к бою, защиты и атаки, очищения и возврата в ножны — ученики приступают к базовым боевым приемам. Димаш-сан настаивает, чтобы каждое завершение атаки сопровождалось боевым выкриком. "Самурай кричит, чтобы через дыхание избавиться от напряжения и усталости, преодолеть внутреннюю скованность и страх. Чем мощнее крик, тем выше внутренняя собранность", — поясняет Динмухамед Шуланбаев. Далее следуют спарринги, где самураи разбиваются на пары и отрабатывают взаимодействие мечами. Это ката — серия заранее заданных движений, автоматизирующих реакцию самурая при стандартных атаках. Наконец, после задания ученикам самостоятельной работы, учитель выделяет время для общения с журналистом. Он садится в традиционную японскую позу на краю татами. Это показалось мне интересным, и я спросил, почему он не сел рядом. "Так я тренирую способность видеть собеседника и контролировать его действия на случай, если он вдруг обнажит скрытое оружие. Это часть работы над бдительностью. Во время приветственного поклона мы должны смотреть в глаза собеседнику, чтобы оценить его. С опытом приходит интуитивное понимание способностей человека. Лишь в одном случае мы опускаем глаза — приветствуя сенсея", — объясняет Динмухамед Шуланбаев.
Экипировка для тренировок заказывается в Японии Мы обсуждаем экипировку и снаряжение, необходимые для тренировок. Все атрибуты предпочитают заказывать через интернет в Японии. В Казахстан их обычно доставляют случайно, так как почтовые пересылки очень дороги. Динмухамед Шуланбаев тренирует в трех традиционных самурайских дисциплинах: айкидо (рукопашный бой), катори (владение мечом) и кюдо (владение луком). Для каждой из этих дисциплин требуется месячный взнос в размере 16 тыс. тенге. Это средняя цена по сравнению с другими видами единоборств. Новые ученики находят клуб через социальные сети, маркетингом занимается специальный администратор. Из-за фокуса на олимпийские виды спорта, традиционные японские боевые искусства не очень популярны. Динмухамед Шуланбаев говорит, что в Алматы у него около ста учеников. Половину из них он тренирует сам, а двумя группами руководят его лучшие ученики. Бизнес простой: доход тренера — это взносы учеников минус аренда зала. Помимо ежемесячной оплаты, существует годовой взнос — 20 тыс. тенге, который идет на семинары с иностранными сенсеями. Для занятий айкидо требуется специальное кимоно (ги) стоимостью от $150. По мере углубления в занятия можно заказывать более дорогие модели кимоно с вашим именем на иероглифах. Увлечение кюдо требует серьезных затрат: японский боевой лук стоит от 200 тыс. тенге, перчатка — 50 тыс. тенге, колчан и стрелы — от 30 тыс. тенге. Кимоно для кюдо — от 20 тыс. тенге. Что касается катори: тренировочный меч иайто из алюминия и цинка стоит $500. Он дешевле и легче настоящего меча, разрешен к перевозке. Катана стоит от $100, деревянный меч букен — от 10 тыс. тенге. Кимоно для катори — от 15 тыс. тенге. Если хотите быть полностью экипированным по самурайским традициям, доспехи обойдутся в $1000.
Деревянный меч в руках мастера — грозное оружие Использование деревянного меча букен на тренировках никого не смущает. В учебных условиях оружие вторично, это лишь инструмент для связи с реальностью. В средневековой Японии все будущие самураи начинали с деревянных мечей, переходя к боевым по мере готовности. Однако даже боевой меч ничего не гарантирует без внутренней подготовки. Известна история самурая Миямото Мусаси, который проводил все бои с деревянным мечом и отразил свой опыт в трактате "Пять колец". В Японии боевые искусства начинают изучать еще в школе. Некоторые выпускники затем посвящают себя древним боевым искусствам. "Агрессивным общество делает именно отсутствие понимания боевой культуры. В Японии все пронизано уважением и дисциплиной. В школах нет уборщиц и поваров — всю работу выполняют сами ученики. Если кто-то спровоцировал драку, он должен в течение недели ходить в выделяющейся одежде и просить прощения у всех. Если подготовленный спортсмен ввязался в драку, он виновен по определению", — делится впечатлениями собеседник.
Как Димаш-сан нашел японского сенсея Динмухамед Шуланбаев начал заниматься айкидо в 1998 году. До этого он увлекался боксом, каратэ и ушу, но айкидо показалось ему более глубоким. Айкидо — это стиль борьбы, где агрессивная энергия противника направляется в сторону. "Многие считают, что айкидо — это шоу и в реальности не работает. Секрет в том, что в айкидо нужно монотонно отрабатывать движения. Через три года тренировок открываются бесконечные возможности", — говорит Динмухамед Шуланбаев. "Традиция айкидо включает удары, но японцы не раскрывают все секреты. В современном мире нет нужды в жестокости". Динмухамед Шуланбаев долго совмещал тренировки с работой юристом. В середине 2000-х он открыл компанию по ремонту жилья. Однако страсть к боевым искусствам перевесила, и он полностью сосредоточился на тренировках.
"Чтобы провести семинар с мастером из России, нужно потратить около $2 тыс., с мастером из Японии — около $3 тыс"
Сначала он сотрудничал с российскими школами, приглашая их инструкторов в Алматы. Позже наладил связи с японской школой айкидо, мастера которой провели уже 4 семинара в Алматы. "Чтобы провести семинар с мастером из России, нужно потратить около $2 тыс., с мастером из Японии — около $3 тыс. Я вкладываю свои деньги, ученики тоже помогают", — рассказывает Динмухамед Шуланбаев. "Официального статуса сенсея у меня пока нет, хотя на тренировках меня так и называют. У меня 3-й дан по айкидо, но сенсеем я себя не считаю. Скажем так: когда я преподаю, для учеников я сенсей, но когда приезжает сенсей, я — Димаш-сан".
Почему бизнесмены выбирают боевые искусства Динмухамед Шуланбаев не жалеет о смене пути бизнесмена на путь воина. Он отмечает положительное влияние занятий на рабочее состояние. Ученики также делятся своими впечатлениями. "На занятиях я получаю физическое и моральное удовлетворение. Бывает спорт ради нагрузки, а здесь — для удовольствия и постижения самурайского духа, обязательности и честности, что я передаю своим студентам. Тренировки не требуют больших усилий, но в свои 70 лет я стал чувствовать себя лучше", — говорит Алтай Айтмагамбетов, профессор кафедры КИТ, академик международной академии связи, член совета директоров АО "РЦКС". "Для бизнеса важно, чтобы человек контролировал себя, проявлял все стороны своей личности. Фехтование воспитывает правильное отношение к жизни, делает человека более цельным. Любой бизнес — это столкновение интересов, отношения с конкурентами должны строиться на понимании тактики и стратегии, связанных с военным духом. Так я воспринимаю бизнес. Техника упражнений и культура уважения формируют определенный образ жизни и сказываются на мне положительно. Этот спорт заставляет держать спину прямо и формирует прямое отношение к бизнесу и общению с людьми", — считает Таир Балбаев, генеральный директор KazTechinnovations.

