Начало пути с галстукамиДля меня это начиналось как хобби. Я родом из Алматы, обучался в университете в Дубае по специальности бизнес-администрирование и менеджмент. Вернувшись в Казахстан, переехал в Астану, где работал аналитиком в национальной компании. Там дресс-код требовал носить костюмы и галстуки ежедневно. Я предпочитаю хлопок и шерсть за их текстуру, но такие галстуки по доступным ценам практически не найти: местного производства нет, а зарубежные стоят от 35 тыс. тенге. Я всегда мечтал начать свое дело. Когда я женился, потребовался дополнительный доход, и я начал искать возможности заработка в интернете. Так я нашел идею – один парень из России шил галстуки и рубашки. Я подумал, что это мне подходит, и решил попробовать.
Я закупил пробные материалы, потратив около 300 тыс. тенге. Самым сложным было найти хорошую швею, которая умеет делать качественный шов вручную и правильный раскрой. Это важно при пошиве галстука. Швея должна быть аккуратной и экономной в расходе ткани. С одного метра можно выкроить 4-5 галстуков. Это нормальный расход, у кого-то выходит только три галстука, что неэкономично.
Кто покупает наши галстуки?За это время я переезжал в Алматы, но потом вернулся в Астану. Моя швея осталась в Алматы, поэтому пришлось искать нового специалиста в столице. Нашел хорошего мастера в ателье, и мы заключили договор на аутсорсинг.
Изначально я хотел открыть цех, но посчитал это экономически нецелесообразным. В планах было также шить рубашки, но это затратное производство. Наши галстуки стоят 12-15 тыс. тенге. Конкуренты в Казахстане продают галстуки от 35 тыс. тенге, как дорогие итальянские. Я ориентировался на качественный и доступный продукт, чтобы молодые люди, работающие на госслужбе, могли их себе позволить. Сейчас наши основные клиенты – молодые люди от 24 до 35 лет. Мужчины постарше предпочитают привычные бренды и шелк.
Где взять лучшие ткани?Я выиграл грант $10 тыс. и потратил его на закупку тканей, наполнителей и упаковку. Искал производителей тканей для галстуков. Меня направили в Италию, в район рядом с Миланом, который славится текстильным производством. Я посетил две крупные фабрики и познакомился с итальянским бизнесменом, чья семья шьет галстуки с 1905 года. Например, один из галстуков, который я купил, сделан из 100% кашемира. Некоторые ткани покупал на фабриках, некоторые – на сток-складах. Итальянские производители выпускают ограниченные коллекции, а остатки отправляют в сток. Это качественная ткань, которую можно купить дешевле. В Казахстане метр итальянской ткани стоит от 18 тыс. тенге, минимум в два раза дороже. Логистика проста – фабрики сами упаковывают и доставляют почтой. Некоторые требуют покупать определенный объем, но мои партнеры таких требований не предъявляют.
Также использую южнокорейские ткани, которые нахожу в Астане и Алматы. Они дешевле итальянских, но качество хорошее.
Поиск места для продажЗа два года работы были перерывы. Мы выпускали по 30-40 галстуков за раз и продавали их за полтора-два месяца. Покупателями были друзья, коллеги и знакомые. Мы старались выпускать партии к праздникам. Когда я составлял бизнес-план, рассчитывал, что нужно продавать минимум 30 галстуков в месяц для получения прибыли. В реальности все иначе.
Сейчас я решил полностью посвятить себя этому делу. В мае мы отшили около 200 галстуков и представили девять моделей. Часть продукции выставлена в концепт-сторе в Астане. Недавно познакомился с телеведущей и бизнесвумен Динарой Сатжан, у которой есть свой шоурум, поддерживающий казахстанские бренды. В Алматы также продаю свою продукцию: в начале июня выставился в магазине, где представлены казахстанские бренды. Там в основном женская одежда и наши галстуки. Офлайн локация важна, так как люди хотят видеть и трогать вещи перед покупкой. В Алматы продажи идут иначе: не все предприниматели носят галстуки, хотя интерес к казахстанской продукции растет.
С каждым арендодателем договариваемся об оплате отдельно: с кем-то аренда, с кем-то – процент с продаж. Процент с продаж выгоднее, так как аренду приходится платить даже при низких продажах.
Сейчас заканчивается первый месяц продажи нашей «большой» партии. Скоро подведем итоги и посмотрим, какая из выбранных локаций оказалась наиболее успешной.


