В последние годы в архитектурно-дизайнерской отрасли произошло много изменений: компании пересмотрели свои подходы к работе, изменились и предпочтения клиентов. О текущем состоянии рынка и изменениях в нем деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказала Лаура Шарипова, председатель Ассоциации архитекторов, дизайнеров и других профессионалов строительной индустрии.
— Как изменился рынок услуг архитектурных бюро и проектных компаний за последние годы?
— Изменения заметны. Архитектурные бюро и проектные компании начали предлагать дополнительные услуги и расширять свои предложения. Появляются и развиваются мультибрендовые студии дизайна, которые, помимо интерьера, предлагают полное сопровождение проекта, что, безусловно, удобно и привлекательно для заказчиков. Улучшилось качество подготовки материалов и презентаций для клиентов.
— Достаточно ли у компаний заказов?
— Количество заказов несколько сократилось, но незначительно. Это больше касается дизайна интерьеров, как жилых, так и коммерческих пространств. Однако рынок активизировался в плане проектирования жилых комплексов, гостиниц и крупных торговых центров. Также увеличился интерес к проектированию промышленных объектов.
— Как изменились доходы компаний?
— Компании, которые оперативно реагируют на запросы клиентов, чувствуют себя уверенно. От качества выполнения и сопровождения проектов зависит и уровень их доходности.
— Произошли ли изменения в спросе?
— Наблюдается рост корпоративных заказов. Что касается дизайн-студий, спрос остается, но количество VIP-проектов уменьшилось. Многие студии выбрали узкую нишу и развиваются в ней: кто-то сосредоточился на недорогом жилье, а кто-то работает в сегменте HoReCa (гостиницы и рестораны).
— Какова стоимость работ?
— Стоимость зависит от площади, стиля, удаленности и состава проекта. Включается ли авторский надзор и командировки для комплектации проекта, также влияет на цену. Иногда приходится ездить в Европу или Китай для закупки материалов и мебели напрямую с фабрик.
Цены на дизайн интерьера варьируются от $15 до $70 за квадратный метр, но это лишь приблизительные данные.
— Каков «средний чек» у компаний на этом рынке?
— Понятие «средний чек» утратило актуальность за последние годы, так как компании стали более гибкими в ценообразовании. Это связано с необходимостью поддержания объема работ для сотрудников, уплаты налогов и поддержания жизнедеятельности компании.
— Как распределяется рынок между Алматы, Астаной и регионами?
— В столице значительно больше заказов, чем в Алматы и регионах.
— Как изменились предпочтения заказчиков по проектам?
— Заказчики стали более тщательно подходить к расчету бюджета и согласованию цен. Прежде чем утвердить покупку материалов или мебели, заказчики проводят детальный анализ. Часто они проводят конкурсы, выбирая подрядчиков на основе оптимальной стоимости.

