Как привлечь инвесторов и расширить бизнес? На одной из площадок фестиваля Go Viral своим опытом делились предприниматели из Центральной Азии, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Найти инвесторов и запустить стартап оказалось не так сложно. Однако при расширении бизнеса важно учитывать два ключевых аспекта: платежеспособность населения и уровень развития IT-сектора. Насколько жители региона готовы принять ваш продукт? Ответ на этот вопрос напрямую влияет на успех вашего бизнеса.
Акмаль Пайзиев из Узбекистана, руководитель и сооснователь компаний MyTaxi, Workly, Express24 и Maxtrack, принял решение расширить услуги такси в регионы. Однако выяснилось, что многие жители страны не имеют доступа к мобильному интернету.
«Мы обнаружили, что из 33 миллионов человек в Узбекистане, не у всех есть доступ к мобильному интернету. Это значительно сузило нашу целевую аудиторию. Если вы планируете интернет-проекты, вам необходимы пользователи со смартфонами. Сейчас эта проблема решается, — объясняет спикер. — Вторая проблема — это платежеспособность населения. Люди должны иметь средства, чтобы воспользоваться вашим продуктом».
Аман Тентиев, учредитель и управляющий партнер компании Tech Farm из Бишкека, отметил, что внедрение новых технологий в IT-проекты может быть сложным.
«Мы представлены в большинстве сегментов интернет-коммерции и работаем уже 10 лет в Центральной Азии. Успех начинается с молодежи, которая быстрее всего осваивает новые технологии и обучает старшее поколение. Ориентируйтесь на молодежь, и они станут двигателем вашего бизнеса. Это работает во всем мире. И я согласен с Акмалем по поводу платежеспособности населения. В Центральной Азии это повсеместная проблема», — отмечает спикер.
Аман Тентиев советует сначала сосредоточиться на технологичности и популяризации проекта, а потом думать о его доходности.
Казахстанский предприниматель, основатель и руководитель транспортной компании GLOTUS и онлайн-сервиса Click Logistics Камиль Каримов столкнулся с проблемой дополнительных затрат.
«Население нашей страны около 18 миллионов, а расстояния между городами и регионами значительные. Наш бизнес связан с логистикой, что влечет за собой дополнительные расходы в сфере торговли, — говорит предприниматель. — Также важна платежеспособность. В доходах регионов наблюдаются большие диспропорции. То, что доступно жителям Алматы и Астаны, может быть недоступно жителям Шымкента. Необходимо, чтобы ваш продукт был востребован по всему Казахстану».
При исследовании рынка государственная статистика может не отражать реальной ситуации. Акмаль Пайзиев советует не полагаться на нее, а проводить собственные исследования.
«Статистике нельзя доверять. Есть исследования компаний и Всемирного банка. Мы ищем внутренние источники информации, обращаемся к сотовым операторам и аналогичным бизнесам, чтобы узнать их аудиторию. Также можно нанимать маркетинговые компании для таких исследований», — говорит Акмаль Пайзиев.
Индийский инвестор Крис Джордж запустил свой первый стартап в 16 лет. В 2000 году он открыл одну из первых компаний в Индии в сфере электронной коммерции. Сегодня он активно инвестирует в компании на начальных этапах.
«Я участвовал в интернет-революции в Индии. Мы всегда задавались вопросом, что работает, а что нет. Наш фонд работает в Индии и Сингапуре. Мы искали рынок с наибольшей отдачей. После посещения инвестиционного форума в Ташкенте, мы увидели уникальную ситуацию в Центральной Азии — 60% населения составляют молодые люди. Это потенциальные потребители. Мы заметили огромные перспективы. Позже мы исследовали весь Казахстан. Здесь развита инфраструктура, и правительство поддерживает развитие технологий. Фундамент для развития уже был заложен, мы просто пришли на готовое место», — говорит Крис Джордж.
Инвестор считает, что стартап должен быть ориентирован на долгосрочное развитие, иначе нет смысла в него вкладываться.
«Я руководствуюсь несколькими основными моментами на рынке: качество стартапа (идея, руководство, возможность масштабирования), понимание местных инвесторов и возможность выхода из проекта в любой момент, готовность местных рынков к потреблению и его росту в будущем. Планируя стартап, нужно смотреть в будущее. Останутся ли эти люди вашими клиентами завтра? Важна также экосистема — насколько удобно работать в стране на макроуровне?», — перечислил Крис Джордж.

