Компания DL Construction, принадлежащая казахстанскому бизнесмену Данияру Балиеву, подала иск против «Кселл» и его партнера ТОО «Terraline», обвиняя их в нарушении авторских прав во время телетрансляций. Суд первой инстанции постановил взыскать с компаний 672 млн тенге. Однако «Кселл» и Terraline с такими обвинениями не согласны и намерены обжаловать решение суда.
В 2015 году компания Terraline, специализирующаяся на развитии цифрового телевидения в СНГ и обладающая лицензией на вещание, совместно с «Кселл» запустила услугу мобильного телевидения Mobi TV. В конце 2017 года ТОО «DL Construction» предъявило претензию к «Кселл» и его партнеру ТОО «Terraline», утверждая, что в течение 18 дней на телеканале Muzlife, входящем в пакет Mobi TV, транслировались 49 клипов с нарушением авторских прав. Суд признал нарушение и постановил взыскать 670 млн тенге в качестве компенсации. После этого компания Балиева предъявила «Кселл» еще две досудебные претензии на общую сумму более 5 млрд тенге, и намерена взыскать около 40 млрд тенге за якобы нарушения авторских прав.
Представители «Кселл» и Terraline озвучили свою позицию 13 июня на брифинге, заявив, что обвинения DL Construction безосновательны, поскольку ответственность за контент лежит на телеканале, а не на операторах.
«Два года назад мы запустили линейку Mobi — музыка, телевидение — для развития легального контента в Казахстане. Наш партнер Terraline транслирует различные телеканалы, и такое сотрудничество практикуется во всем мире. Но мы не можем контролировать, что ставят в эфир», — отметил генеральный директор «Кселл» Арти Отс.
Генеральный директор ТОО «Terraline» Алибек Сарсенбаев подчеркнул, что компания действует в рамках закона и имеет лицензию на распространение телеканалов, заключая договоры с телекомпаниями.
«Сейчас мы предоставляем около 150 отечественных и зарубежных телеканалов через сервис Mobi TV, — сказал Сарсенбаев. — У нас есть договоры с абонентами на оказание услуг телевещания, и мы выплачиваем роялти организациям по коллективному управлению авторскими правами».
Юрист Terraline Искандер Ишмухамедов отметил, что в ходе рассмотрения дела истцом не было представлено доказательств нарушения авторских прав компанией Балиева.
«За 15 лет работы мы впервые столкнулись с ситуацией, когда ответственность за контент, лежащая на телеканале, была возложена на операторов. Канал гарантировал законность своей деятельности, но в суде эти гарантии оказались недействительными. Это может привести к кризису в телерадиовещании», — сказал юрист.
Независимый юрист Дмитрий Братусь отметил, что если посредник на рынке телекоммуникаций не влиял на содержание информации и блокировал спорный контент, то он не несет ответственности за содержание информации.
«Меня удивило, на каких доказательствах основано решение суда. Акт об использовании музыкальных произведений подписывают истец и компания, предоставляющая права ответчикам. Вопрос достоверности должен быть оценен, но в решении этого нет. Компенсация взыскивается при наличии убытков, и это должно быть доказано», — сказал Братусь.
«Кселл» и Terraline намерены обжаловать решение суда, уверенные, что действуют в соответствии с законом.

