Детский книжный магазин, который предлагает не только книги, но и сервис. «Мы начинали с интернет-магазина, и когда решили открыть физический магазин, многие удивлялись: зачем идти в офлайн, когда все переходят в онлайн, да еще и с книгами? Но мой супруг четко представлял концепцию магазина и знал, что подобного в нашей стране нет», — рассказывает Назкен Кулмурзина, сооснователь и руководитель сети магазинов «Мама, почитай…». Основная идея — создать воспоминания о посещении книжного магазина в детстве, о времени, проведенном там с родителями. О том, как «магазин-приключение» стал франшизой, Назкен Кулмурзина поделилась с деловым еженедельником «Капитал.kz».
Когда не нашлось хороших книг, открыли свой магазин
Все началось в 2013 году. В тот период я находилась в декретном отпуске с первым ребенком и, как и все мамы, думала о развитии малыша. Ища книги, я не могла найти ничего качественного и содержательного. Переехав на запад страны, мы столкнулись с еще большей нехваткой хороших книг. Приходилось заказывать их из соседних стран. Тогда и возникла идея открыть свой онлайн-магазин. Я верила, что таких мам, как я, много, и они хотят быстро получать книги.
Мы начали разрабатывать сайт, работать с издательствами над ассортиментом. Я уже знала, какие книги хотела бы привезти — те, которых не было в казахстанских магазинах. В России их тоже не найти: мы жили близко к границе и часто ездили туда, но и там не находили нужного.
Первые вложения составили 700 тыс. тенге — мои накопления из декретного отпуска. Затем мы вкладывали больше, но точную сумму назвать сложно: это постоянный процесс, учитывая конкуренцию и необходимость развития. Сейчас мы вкладываем всю полученную прибыль в развитие.
Магазин, который предлагает сервис
Начали с интернет-магазина, так как в маленьком городке, где мы жили, не было смысла открывать физический магазин. Онлайн-платформа позволяла доставлять книги по всему Казахстану. Мы в основном работали с Алматы, для меня это было как фриланс.
Открыть офлайн-магазин решили через три года, увидев высокий спрос на детские книги. Людям нравится держать в руках красивую книгу, листать ее. За обложкой часто скрывается что-то интересное.
Когда супруг завершил свой проект, мы вернулись в Алматы и начали воплощать идею книжного магазина. Концепция заключалась в создании «магазина-приключения» — пространства, где дети могут свободно передвигаться, выбирать и листать книги. Основной элемент интерьера — яркий подиум, где малыши могут брать книги. Есть уголок для чтения. Такой формат отличает нас от других магазинов. Многие клиенты посещают нас каждую неделю, дети сами просят родителей привести их к нам.
Офлайн и франшиза
Первый офлайн-магазин открыли в начале 2016 года. Сейчас их восемь по всему Казахстану. Два в Алматы под нашим управлением, остальные шесть работают по франшизе: в Уральске, Астане, Атырау, Темиртау, Таразе и Шымкенте.
Когда начали работать по франшизе, получили много запросов от потенциальных партнеров. Для открытия магазина по франшизе нужна сумма от 5 млн тенге, включая все расходы и закупку товара. Точная сумма зависит от местоположения магазина. В торговых центрах часто требуется первоначальный взнос и аренда.
Также есть первоначальный взнос — 3 млн тенге. Роялти у нас нет: мы не производим товар, а только привозим. Чтобы облегчить старт, мы решили не обременять франчайзи. Мы добавляем наценку на товар, это и есть роялти. Размер наценки зависит от объема закупки, обычно до 10%. По условиям франшизы, весь товар закупается у нас, и мы предлагаем его по выгодной цене.
Сколько книг в месяц можно продать?
Основной ассортимент — книги и настольные игры для детей и взрослых. У нас более 20 партнеров, у которых мы покупаем товар. Книги в основном из российских издательств — около 70% ассортимента, также из Казахстана и зарубежных стран, например, Великобритании. В России много молодых издательств, появившихся одновременно с нашим магазином. В Казахстане только одно издательство подходит нам по профилю, но мы поддерживаем и частных издателей.
Когда мы начинали, была 100-процентная предоплата за товар. Сейчас у нас дружеские отношения с партнерами, и они предоставляют отсрочку платежа.
Средний чек составляет около 10 тыс. тенге, в каждом магазине он немного отличается. Сейчас мы продаем примерно 12 тыс. книг в месяц. Много это или мало? Сравнить сложно, так как книжные магазины в офлайне ориентированы в основном на взрослую аудиторию.
Мы понимаем, что не можем конкурировать с гаджетами, это другое. Поэтому предлагаем альтернативу — настольные игры и совместное чтение. Это называется «качественно проводить время вместе», и это цель нашего магазина.

